Войти в почту

Белый дом хочет запросить для Украины еще десятки миллиардов. Комментарий Георгия Бовта

Администрация США собирается запросить у конгресса 60 млрд долларов для помощи Украине и 10 млрд долларов для Израиля. Всего пакет запрашиваемых дополнительных ассигнований может составить до 100 млрд долларов, которые также будут затрачены на помощь Тайваню, на усиление охраны границы между США и Мексикой, включая строительство стены и другие программы в сфере национальной безопасности. Пройдет ли предложение?

Белый дом хочет запросить для Украины еще десятки миллиардов. Комментарий Георгия Бовта
© BFM.RU

Администрация Байдена может подать запрос в конгресс уже 20 октября. Как и в случае почти всех законов о расходах и доходах, первой рассмотрит билль палата представителей, где большинство у республиканцев и которая уже две недели не могла вернуться к рутинной работе, углубившись в выборы спикера взамен смещенного самими же республиканцами Кевина Маккарти. 17 ноября истекает срок временного финансирования федерального правительства в отсутствие утвержденного бюджета на будущий год. После чего может настать так называемый шатдаун, или частичное прекращение финансирования федеральных программ и чиновников.

Сумма что 100 млрд долларов, что 60 млрд долларов выглядит несусветной после того, как скептически настроенные ко всякому увеличению госрасходов республиканцы в сентябре завернули даже жалкий новый пакет помощи Украине на 300 млн долларов. Не говоря уже о 6 млрд, которые акцептовал сенат, но категорически отказалась принять палата представителей. Тем не менее возможность, что все-таки администрации удастся протащить значительную часть этой суммы или даже весь пакет, сохраняется.

Во-первых, Белый дом согласился резко увеличить ассигнования на любимую программу республиканцев — строительства стены между Мексикой и США. Во-вторых, есть намерение «запакетить» в одном законе помощь Украине и Израилю на фоне обострения в секторе Газа. Ассигнования на военную помощь Израилю в американском конгрессе всегда принимали буквально со свистом, практически двухпартийным консенсусом.

Теперь что касается «несусветных цифр». Все познается в сравнении. Федеральный бюджет США на истекший финансовый год составлял 1,7 трлн долларов, из них 858 млрд было ассигновано на военные цели, из второй суммы Украине причиталось почти 45 млрд долларов. Примерно столько и было потрачено только на военную помощь Украине, всего же Киеву выписали чек на примерно 72 млрд долларов. В конгрессе, правда, говорили, что на Украину потрачено чуть ли не 110 млрд, однако надо учитывать, что часть ассигнованных как бы на Украину средств предназначалась, например, Пентагону на восполнение поставляемых Киеву вооружений, то есть эти деньги остались в Америке. В сравнении с этими цифрами 60 млрд долларов, которые собираются вроде бы запросить на все программы для Украины, отнюдь не выглядят увеличением ей помощи, это скорее сохранение ее на прежнем уровне.

На следующий финансовый год бюджет Пентагона планируется даже несколько урезать — до примерно 832 млрд долларов. По отношению к этой сумме даже и 100 млрд на Украину, Израиль, Тайвань, строительство стены с Мексикой и прочие подобные программы не кажутся критическими.

Безусловно, есть проблема огромного государственного долга США, который после очередного повышения его потолка в июне вырос на 1 трлн долларов всего лишь за три месяца — до 33 трлн. Только обслуживание этого долга может обойтись американским налогоплательщикам в 10 трлн в течение ближайших десяти лет. Однако пока даже такие суммы не являются неподъемными для бюджета США, для страны, которая сама печатает мировую резервную валюту. Процентные траты на обслуживание госдолга в текущем году составляют менее 13% всех расходов федерального бюджета страны, что равно примерно 1,7% ВВП США. Кстати, ровно такие же пропорции в процентах к ВВП на обслуживание госдолга заложены российским Минфином примерно на 2026 год. Еще можно упомянуть, что у Китая на обслуживание госдолга идет 10,8% бюджетных расходов — ненамного меньше, чем у Америки. Где беда, так это в Японии, там доля бюджетных расходов на обслуживание госдолга почти в два раза больше, чем в США.

Также США страдают хроническим дефицитом бюджета, что дает поводы для постоянных политических дебатов на эту тему между республиканцами и демократами: первые всегда за сокращение госрасходов. За истекший финансовый год дефицит федерального бюджета США достиг 1,5 трлн долларов, что на 61% выше, чем в прошлом году.

На этом фоне о цифре в лишние 100 млрд долларов можно сказать разве что поговоркой «семь бед — один ответ». Она не является критически значимой на фоне таких огромных расходов, но, безусловно, станет предметом ожесточенных политических споров, а главное, закулисного торга между республиканцами и демократами. В конечном итоге все могут решить куда более мелкие договоренности — о том, каким именно штатам и по каким статьям будут распределены бюджетные деньги. Затягивание и тем более разрастание кризиса вокруг сектора Газа, разумеется, будет обострять и дискуссии о том, надо ли в прежних объемах помогать Украине и тем более увеличивать эти объемы. Именно поэтому администрация Байдена накануне президентской избирательной кампании, которая обещает быть острой, хочет закрыть украинский вопрос заранее, чтобы он в предстоящем году уже не являлся предметом межпартийных споров. Но сделать это будет непросто.