Калининградский рыбный завод «За Родину» остановил экспорт из-за новых пошлин

Обновлено в 13:00

Калининградский рыбный завод «За Родину» остановил экспорт из-за новых пошлин
© BFM.RU

Калининградские рыбозаводы остановили экспорт из-за введенных с начала октября новых пошлин, привязанных к курсу рубля. Об этом изданию «Новый Калининград» сообщил председатель совета директоров одного из крупнейших производителей рыбных консервов в Калининградской области, группы компаний «За Родину» Сергей Лютаревич.

Он пояснил, что «рентабельность производства рыбных консервов составляет 3%, тогда как экспортная пошлина — 7%, это, соответственно, минус 4%», и работать в таких условиях невозможно. По его словам, пошлина коснулась «львиной доли» продукции компании «За Родину».

В итоге шесть заводов приостановили экспорт. Кроме того, становится невозможным выполнение их обязательств по инвестиционному соглашению с Минсельхозом об увеличении экспорта. Комментирует президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Виталий Корнев:

Виталий Корнев президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка «Если рассматривать экспортную пошлину, ты продаешь товар за доллары с несколько меньшим курсом. Например, сейчас курс 100 рублей за доллар, пошлина 7%, это означает, что для тебя курс не 100, а 93 рубля. Год назад было выгодно экспортировать по 65 рублей, даже меньше. В этом году более выгодно с учетом пошлины экспортировать по 93 рубля за доллар, потому что долларовая цена плюс-минус не поменялась. Есть только одно исключение из этого правила. Это если вы закупаете импортное сырье, перерабатываете и отправляете готовую продукцию. Например, это консервный завод, он покупает рыбу тюльку, дальше ее солит, коптит, укладывает в банки и продает дальше консервы. В этом случае 7% пошлины могут оказаться критичными, потому что вы сырье покупаете по курсу 100 рублей, а готовую продукцию продаете по курсу 93 рубля. Но если вы работаете на отечественном сырье, то, если брать ваш бизнес по сравнению с прошлым годом, вы стали зарабатывать на 30% больше. Основной бизнес — это люди, которые работают на отечественном сырье. Например, для Дальнего Востока это некритично. В Калининграде они могут закупать импортное сырье. Есть еще один критический вариант, что им кильку ловит кто-нибудь другой и продает. Эта продукция сильно подорожала из-за курса доллара».

Лютаревич также отметил, что пострадают все рыбозаводы страны, продукция которых экспортируется. Однако участники отрасли отмечают, что это коснется только тех, кто работает в территориальных водах России. При этом у всех компаний сейчас есть более серьезные проблемы, чем пошлины. Говорит начальник отдела продаж калининградской компании «Вестрыбфлот» Владимир Божко:

— Нас это никак не коснулось, потому что весь экспорт мы производим вне территориальных вод России, в Атлантике, и там же ее и продаем. Наша продукция не облагается всеми этими налогами экспортными. «За Родину» продают с территории России, поэтому при пересечении границы должны заплатить все, что причитается. У нас существует для вылова три вида рыбы, которую по году мы вылавливаем — путассу, скумбрия и селедка. Вот путассу у нас низкорентабельная продукция. Сейчас убыточность такова, что нам лучше вообще ее не ловить, и тогда наше экономическое положение станет намного лучше. Это вообще во всех рыболовных компаниях. Вот любую тонну мы вылавливаем, мы из своего кармана достаем деньги и выкидываем на ветер. Если мы поставим флот на период пока ловится путассу, это будет для людей потеря рабочего места на этот же период, как минимум. Может быть, это касается низкорентабельной продукции у той же «За Родину».

— А есть какие-то опасения, что до вас эта мера может тоже дойти?

— Ой, знаете, до нас много чего другого дошло. Обычно мы выгружаем рыбу на рефрижераторы, которые доставляют ее до района промысла в российский порт, как правило, в Санкт-Петербург. А сейчас нам запретили перегруз этой рыбы производить в портах ЕС, рыбу можно перегружать только в открытом море. В связи со штормовыми погодными условиями это стало невозможным. В результате наши суда вынуждены были прийти вместе с уловом своим ходом в Санкт-Петербург, что повлекло десятидневный простой вне лова рыбы. И ко всему прочему мы сейчас выгрузились, а нам физически не могут поставить топливо, его просто нет. И мы получим его, допустим, через пять дней, то есть простой еще на пять дней увеличивается.

Что касается финансовых показателей отрасли в целом, они показывают отрицательную динамику, что негативно сказывается на рынке. Комментирует президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев:

Герман Зверев президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников «Введенные экспортные пошлины обойдутся примерно в 11-13 млрд рублей только за квартал — это очень большая сумма. Для сравнения, в целом налоговые поступления от отрасли за год составляют 70 млрд рублей. Это очень серьезный и болезненный удар для разных сегментов в рыбодобыче, не только добывающих низкомаржинальные виды, это и серьезно усложняет работу для тех предприятий, которые работают на высококонкурентных рынках. Например, между Россией и Норвегией на рынке сельди и трески. Если говорить о последствиях ослабления российской национальной валюты, то это дорога с двусторонним движением. Она влияет на увеличение рублевой выручки в случае экспортных продаж, но одновременно увеличивает издержки предприятий, потому что существенный объем производственных затрат приобретается за валюту. Дорогой доллар зарабатывается в тяжелой конкурентной борьбе, и любое ухудшение конкурентных позиций наших предприятий приводит к тому, что они теряют рынок, они просто не получают этот дорогой доллар, потому что он уходит к нашим конкурентам. Это приводит к тому, что предприятия снижают объем выручки, снижают объем прибыли».

Экспортная пошлина введена до конца 2024 года. Рыбозаводы напоминают, что в законе «Об особой экономической зоне в Калининградской области» есть положение, которое гласит, что условия хозяйствования не могут быть ухудшены. Но если такое случится, то федеральным властям придется компенсировать потери бизнесу.