«Контрабанды» нам не надо: как в России проверяют товары параллельного импорта

Роскачество при проведении проверок будет делать акцент на товарах параллельного импорта. Об этом заявил глава организации Максим Протасов. Чего ждать покупателям — выясняла «Вечерняя Москва».

«Контрабанды» нам не надо: как в России проверяют товары параллельного импорта
© Вечерняя Москва

По словам Протасова, «важно усиливать маховик мониторинговых исследований, не мешая производителям и торговым сетям».

Согласно исследованию сервиса «МойСклад», около 41 процента предпринимателей ввозят по параллельному импорту электронику, 34 процента — товары для дома, 31 процент — одежду и обувь, 25 процентов — товары для детей, 18 — автотовары (расходные материалы и запчасти). Еще 17 процентов — товары для здоровья и красоты.

— Благодаря параллельному импорту давление санкций на малый и средний торговый бизнес удалось серьезно снизить, — считает руководитель сервиса «МойСклад» Аскар Рахимбердиев. — Большинство предпринимателей, как мы выяснили, не испытывают никаких сложностей в работе с поставщиками. Однако некоторые жалуются на слишком затратную логистику, которая сказывается на цене товара и, как следствие, на продажах.

Кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев уверен:

— С проверками важно не переборщить. Надо понимать, что Роскачество, с одной стороны, — автономная некоммерческая организация.

С другой — она учреждена правительством России и финансируется из бюджетных средств. Иными словами, это полугосударственная структура, способная доставить любому торговому бизнесу ощутимые неприятности.

Как пояснил эксперт, параллельный импорт — не самый простой и не самый прозрачный процесс.

— Предприниматели налаживают «серые» схемы, которые нередко предполагают в том числе и уход от налогов.

Ну примерно как с «серым» флотом, перевозящим российскую нефть. На мой взгляд, государству в лице Роскачества важно сосредоточиться исключительно на качественных характеристиках товара и пока не лезть глубже. Пусть лучше бизнес немного «оптимизирует» налоги, чем какая-то схема параллельного импорта будет разрушена и мы столкнемся с дефицитом товаров.

Маркетолог Денис Елисеенко считает, что параллельный импорт, в любом случае, это только временная история.

— В Россию с начала года пришли 16 новых брендов: из Турции, Белоруссии, Киргизии, Эстонии, Южной Кореи... Даже австралийский продавец спортивной одежды появился, потому что два крупнейших игрока с нашего рынка ушли. Думаю, пройдет от года до трех и параллельный импорт будет не актуален. Произойдет полная или почти полная замена потребительской линейки. Одежда будет турецкой, смартфоны и автомобили — китайскими, трикотаж — ивановским и белорусским и т.д. Покупательская способность в России — выше либо значительно выше, чем во всех соседних странах, кроме разве что Японии. И все эти страны получили возможность выйти на богатый потребительский рынок со 150 миллионами покупателей. Это окно возможностей многие попытаются использовать. Кто бы мог подумать, что в Средней Азии, например, выпускают бытовую технику? А она уже появилась в наших сетевых магазинах. Это значит, что у нее, во-первых, приемлемое качество, а во-вторых, производитель способен предоставить большие объемы — чтобы на тысячи магазинов хватило. Так что процесс вытеснения одних производителей другими вовсю идет. Параллельный импорт как явление с каждым месяцем теряет актуальность.

Эксперт тем не менее считает, что проверять ввозимые товары необходимо.

— Я не хочу купить за 10–12 тысяч брендовые джинсы, которые проживут до первой стирки, — пояснил Денис Елисеенко.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ирина Матицына, эксперт по качеству общества защиты прав потребителей:

— Массовые проверки товаров, завозимых по параллельному импорту, имеют смысл. Ведь что везут в рамках такого импорта? Известные мировые бренды, которые ушли из России. И люди покупают не просто кроссовки или, скажем, ноутбук, а качественный товар, причем по высокой цене. Но в мире существует огромный рынок подделок, и у предпринимателей, конечно, появляется серьезное искушение завозить дешевые подделки и продавать их как дорогие брендовые товары. И получается, как в книге «12 стульев»: «Всю контрабанду, Киса, делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице». Вот такой «контрабанды» нам точно не надо! Помните, как после «контрабандной» краски у Ипполита Матвеевича усы стали из черных зелеными? Так что Роскачество делает в проверках правильный акцент.