Глава Ставрополья: фиксируем взрывной рост экспорта в Латинскую Америку

Международная деловая конференция и выставка InRussia начнет работу на Ставрополье 26 октября. Участниками станут представители промышленной сферы России и иностранных государств. Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров в интервью ТАСС рассказал о том, что планируется обсудить на конференции и какие достижения регион готов представить российским и зарубежным экспертам.

Глава Ставрополья: фиксируем взрывной рост экспорта в Латинскую Америку
© ТАСС

— Владимир Владимирович, представители каких стран заявились на участие в конференции и какие вопросы будет обсуждать экспертное сообщество?

— InRussia — деловая площадка для знакомства мирового сообщества с промышленной инфраструктурой России. Главная цель конференции — развитие международного диалога в сфере промышленности. Нашему краю есть что показать и предложить потенциальным инвесторам. Уверен, опытом в этой сфере поделятся и другие регионы России.

Участниками конференции станут представители федеральных органов власти, руководители регионов России, особых экономических зон и организаций промышленной инфраструктуры, а также иностранные гости — представители деловых объединений, производственного бизнеса и промышленных зон. Ожидаемое количество участников составит около 3 тыс. человек, в том числе из стран СНГ, Китая, Азербайджана, Турции, Венгрии, Ирана.

— Насколько активно развивается сфера промышленности в регионе какие крупные проекты можете выделить?

— Сегодня на Ставрополье реализуется 30 проектов в сфере промышленности. Объем инвестиций составляет 47,5 млрд рублей, значительная их часть уже освоена. В результате рассчитываем получить более 1,4 тыс. рабочих мест, из них уже создано свыше 800.

Из наиболее крупных проектов, которые находятся в работе: первый этап комплексной системы развития ООО "Ставролен" — объем инвестиций составляет более 29 млрд рублей, а также строительство ветряной электростанции в Труновском округе стоимостью 12,6 млрд рублей.

Из проектов текущего года, которые уже реализованы, могу выделить строительство Кузьминской ветроэлектростанции. Здесь объем инвестиций составил 15,4 млрд рублей. ООО "ЕвроХим Северный Кавказ" в городе Невинномысске реализует инвестиционный проект по организации производства нитрата калия на базе АО "Невинномысский азот" стоимостью 4,5 млрд рублей. После завершения планируется ежегодный выпуск 50 тыс. т "стандартной" марки и 20 тыс. т нитрата калия премиального качества.

ООО "Невинномысский гидрометаллургический завод" ведет строительство гидрометаллургического завода в Невинномысске Ставропольского края стоимостью 12 млрд рублей. Планируется создание 239 новых рабочих мест. Предприятие будет производить вольфрамовые и молибденовые концентраты.

Продолжается модернизация и техническое перевооружение на таких предприятиях, как ПАО "Сигнал", АО "Электроавтоматика", ОАО "Гидрометаллургический завод", АО "Арнест", АО "Монокристалл", электротехнические заводы "Энергомера". Планируем, что объем инвестиций в отрасль по итогам года составит не менее 85 млрд рублей.

— Вы упомянули проекты "зеленой" энергетики. Какого объема возобновляемой генерации планируете достичь?

— На территории Ставропольского края ведется активная реализация проектов "зеленой" энергетики. В 2020 году заработала Старомарьевская солнечная электростанция мощностью 100 МВт, проект реализован ООО "Солар Системс". При многолетнем сотрудничестве правительства края и АО "НоваВинд" запущено семь проектов по строительству ветряных электростанций общей мощностью 730 МВт c общим объемом финансирования 97 млрд рублей. Ведется строительство второго этапа Труновской ВЭС мощностью 35 МВт.

Ежегодная выработка на объектах "зеленой" энергетики после 2023 года составит более 2 млрд кВт•ч. Дополнительные мощности помогают развивать энергетику и повышают стабильность и надежность энергоснабжения Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, позволяют нам уменьшать объем выбросов углекислого газа.

— Начало специальной военной операции дало импульс развитию предприятий, обеспечивающих продукцией оборонно-промышленный комплекс. Какова динамика в Ставропольском крае?

— В 2022 году предприятия легкой промышленности края оперативно перестроились на производство некоторых видов вещевого имущества и оборудования — балаклавы, термобелье, перчатки, шапки, рюкзаки, спальные мешки, карематы-коврики, отопительные печи по типу "буржуйка". Важно отметить, что у многих из этих предприятий доля производства по данным группам товаров в общем объеме производства превышает 80%.

Кроме того, на Ставрополье выпускаются комплектующие, узлы и готовые изделия специальной военной техники. Объем производства этих предприятий возрос кратно. Крупнейшие предприятия региона на регулярной основе организовывают сбор благотворительной помощи для наших бойцов на передовой и для Антрацитовского района ЛНР.

Что касается кадров, то в приоритетном порядке рассматриваются вопросы обеспечения высококвалифицированными кадрами предприятий оборонно-промышленного комплекса края. Подбор работников необходимых специальностей осуществляется в постоянном режиме. Начиная с октября 2022 года совместными усилиями замещено более 1,5 тыс. вакансий на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, что покрыло более 80% потребности.

— В условиях введения санкций некоторые секторы экономики оказались в затруднительном положении — часть техники, расходных материалов поставлялась из-за рубежа. Возникали ли подобные трудности в регионе?

— Действительно, если говорить об этих аспектах, прошлый год выдался непростым. В пищевой промышленности основной проблемой для предприятий стало повышение цен на сырье, вспомогательные материалы и упаковку. После отключения России от SWIFT и введения санкций в области страхования грузов у пищевой отрасли начались серьезные проблемы с логистикой — это удлинило сроки поставок и повысило их стоимость.

Наблюдались перебои в поставках оборудования, запчастей и комплектующих. Многие поставщики перешли на 100-процентную предоплату. В какой-то момент проблем было немало. Мы сразу подключились, совместно с предприятиями искали упаковку и тару, аналоги оборудования и расходники. Потом стало легче. Во-первых, заработал параллельный импорт. Наладились новые логистические поставки комплектующих из дружественных стран. Во-вторых, мы плавно перешли на поставку оборудования из дружественных стран.

— Отмечаете ли рост числа импортозамещающих производств в регионе?

— Промышленные предприятия Ставропольского края во многом благодаря действующим мерам господдержки активно развивают наукоемкие производства, направленные на импортозамещение. Одним из наиболее передовых является ООО "Бештау Электроникс" — расположенный в городе Ессентуки первый в России завод по производству компьютерного оборудования и периферии. На заводе организован полный цикл производства.

В планах — реализация ООО "Полипак" проекта по строительству завода по производству гофротары в городе Лермонтове стоимостью 4,5 млрд рублей. В рамках проекта планируется выпуск 120 млн кв. м готовой продукции в год и создание 250 рабочих мест.

Успешный опыт импортозамещения в крае связан с реализованными проектами ООО "Невинномысский радиаторный завод", выпускающий радиаторы отопления, в том числе уникальные в России биметаллические импортозамещаемые аналоги, и ООО "Профитэкс", которое производит импортозамещаемое оборудование в виде линии фасовки овощей, молочной, мясной продукции, салатов.

Концерн "Энергомера" продолжает проработку инвестиционного проекта стоимостью порядка 2 млрд рублей, направленного на организацию серийного производства радиоэлектронных вычислительных элементов.

— Еще один аспект введенных санкций — сложности в части экспортной логистики. Изменился ли, по вашим оценкам, экспортный потенциал региона?

— За последние пять лет экспортный оборот Ставрополья увеличился на 36%. Даже в условиях ограничений и санкций в 2022 году край экспортировал товаров почти на $1,9 млрд. Это на 21% больше, чем годом ранее. Чистый промышленный экспорт составил порядка $1 млрд. По результатам первого полугодия текущего года объем экспорта составил $525 млн.

Нашими ключевыми направлениями по экспорту остаются промышленность и агропром. Если развивать дальше, то драйверы для промышленности — это удобрения, драгоценные камни, продукты органической химии. Для агропромышленного комплекса — зерно и продукция пищевой перерабатывающей промышленности, в том числе подсолнечное масло, мясо птицы и мука.

Да, из-за санкций мы частично недобрали по экспорту. Например, в 2022 году мы не экспортировали продукцию агропромышленного комплекса в 16 стран. В результате недополучили $45 млн. При этом нереализованный потенциал на рынках дружественных стран мы оцениваем в $150 млн. И сегодня мы активно работаем над тем, чтобы закрепиться на них.

— Удалось ли региону оперативно перестроиться, насколько сильно изменилась география экспорта?

— Мы видим глобальную перестройку экспортных потоков из Ставрополья и страны в целом. Ставропольская минеральная вода и алкогольная продукция больше не поставляются в Болгарию, Испанию и Эстонию, в Польшу прекращены поставки муки и семян льна, в Германию — овощей сушеных и семян кориандра, в США — консервированных овощей.

Но мы впервые начали поставлять в Туркмению — дрожжи, в Ирак и Кувейт — мясо птицы, в Беларусь — семена подсолнечника, в Китай и Палестину — подсолнечное масло, в Республику Корея и Афганистан — минеральную воду и так далее. Рассчитываем закрепить сотрудничество с Индией, куда отправили пробные партии минеральной воды. Всего в 2023 году наши производители и страны-импортеры ближнего и дальнего зарубежья заключили около 40 новых договоров поставок.

Уделяя особое внимание развитию взаимодействия с партнерами из дружественных стран Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки, мы сохраняем прагматичные контакты с позитивно настроенными кругами Запада. Одновременно мы фиксируем взрывной рост экспорта в страны Латинской Америки, в основном по удобрениям. Уругвай — в 30 раз, Мексика — в 4 раза. Бразилия — плюс 20%, при том что эта страна и так находится на втором месте по объемам ставропольского экспорта. В целом по удобрениям за пять лет мы нарастили экспорт в 2,4 раза.

Я уверен, что мы сможем не только перенастроить свой экспорт, но и выйти на новые рынки. Потенциал у края огромный. Особенно в сфере агропромышленного комплекса. В последние несколько лет мы активно занимаемся диверсификацией регионального агропрома. Задача-максимум — перерабатывать в крае все, что выращено на его территории. В течение 10 лет планируем нарастить переработку в 2 раза. Как следствие, мы сможем существенно увеличить экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью.