Конфеты и запчасти: в Тюменской таможне рассказали, что ямальцы заказывают за границей
Ямальцы получают через таможню сладости, запчасти для автомобилей или электронику, сообщил журналисту «Ямал 1» Владимир Зябко, начальник Тюменской таможни. Мы пообщались с ним по случаю Дня таможенника, который отмечается 25 октября. В ходе интервью специалист рассказал, чем занимаются его подчинённые на Ямале, как устроена таможня, растёт ли товарооборот и с какой страной северяне стали торговать чаще. Ямальские таможенники — это местные жители, которые постоянно живут на Севере. Кто-то из них переехал из других регионов, кто-то выучился и вернулся работать на малую родину. Они рассредоточены по четырём таможенным пунктам: Это новоуренгойский, ноябрьский, а также пункты в Салехарде и в Тарко-Сале. Общая штатная численность сотрудников на Ямале — 29 человек. — Как устроена таможня на Ямале? На каких объектах работает, чем в целом занимается? — Основные направления деятельности, с учётом разделения таможенных органов на таможню фактического контроля и электронного декларирования, мы — таможня фактического контроля —осуществляем непосредственный контроль за поставками иностранных товаров по транзитным операциям при импорте товаров, осуществляем контроль за перемещением товаров физических лиц в международных почтовых отправлениях, осуществляем свой функционал в международных пунктах пропуска. В ЯНАО, в Сабетте, у нас есть воздушный и морской пункты пропуска. Вот это основные направления, где несут службу наши должностные лица. — Морские грузы — это товары, идущие по Северному морскому пути? — Да, мы относимся к Северному морскому пути. Там тоже осуществляем контроль прибытия и убытия морских судов. В этом году мы осуществили контроль в отношении 403 судов. Это с учётом прибытия и убытия. Объём товаров, который перевозится на них, незначительный — он составил 14 миллионов тонн. В основном, это сжиженный природный газ. То, что касается стройматериалов и оборудования, это поступает железнодорожным и автомобильным транспортом. — А что и откуда заказывают простые ямальцы? — Если мы говорим о наших гражданах, они перемещают товары в международных почтовых отправлениях. Различные сладости, конфеты, одежду, электронику, запасные части к компьютерам, к автомобильной технике. Это основные категории товаров. На сегодняшний день таких отправлений немного, учитывая, что в марте прошлого года увеличили нормы беспошлинного провоза с 200 до 1000 евро. С 1 октября они продлены до 1 апреля следующего года. Это всего десяток-другой посылок. — А какова динамика товарооборота? — В этом году по процедуре таможенного транзита поступили 129 товарных партий. Это 2,5 тысячи тонн, если мы говорим о грузообороте. У нас количество товарных партий увеличилось более чем в два раза, на 65% вырос грузооборот. Основная товарная номенклатура — это буровое оборудование и стройматериалы. — А если говорить про авиасообщение. Что перевозится по воздуху? — У нас нет пассажирского международного пункта пропуска. Тот воздушный пункт пропуска, который есть в Сабетте, он предназначен для тех, кто раньше прилетал работать вахтовым методом. Сейчас там пассажиропотока нет. Если брать не только Ямал, то у нас пять воздушных пунктов пропуска. За этот год более 200 тысяч пассажиров пересекали таможенную границу в наших пунктах пропуска. Они сосредоточены в ХМАО и в аэропорту Рощино в Тюмени. На Рощино приходится более 60% пассажиропотока. В основном, жители Ямала пересекают границу через тюменский пункт пропуска. Очень хорошую воздушную гавань сейчас построили в Новом Уренгое. Мы надеемся, что там в ближайшие годы найдётся возможность и будет также открыт международный пункт пропуска. — Какие самые распространённые нарушения вскрываются на ямальских таможенных постах? — Основные нарушения допускают пассажиры в международных пунктах пропуска. Там основная категория нарушений связана с перемещением валюты, либо люди везут в качестве подарков-сувениров кастеты и ножи. Но экспертиза признаёт их холодным оружием. В этом году у нас 22 ножа и четыре кастета выявлено. В целом, по всему региону ответственности Тюменской таможни. — А если говорить о предпринимателях и юридических лицах Ямала? — У индивидуальных предпринимателей и юридических лиц нарушения связаны с взаимной торговлей. Помимо товаров, которые внешней торговлей из Китая поступают, организации Ямала также активно взаимодействуют с партнерами из Казахстана. В этом году на Ямале на 81% выросло количество лиц, кто стал вести взаимную торговлю с Казахстаном. В абсолютных цифрах их не так много — 29, но рост почти в два раза по сравнению с прошлым годом. Но при этом, если вы торгуете с Казахстаном, не надо в общем порядке декларировать товары, в обязательном порядке надо статформу подать, скажем, такой упрощенный вариант отчётности. В этом году у нас было 27 нарушений, на два дела больше, чем в прошлом. — Как меняется таможня в технологическом плане, если сравнить с тем, что было лет 10–20 назад? — Если взять 2001 год, когда я пришел на службу, ещё на бумаге подавались декларации, потом постепенно вводилось электронное декларирование. Сейчас оно у нас стопроцентное. При этом существуют такие элементы информационных технологий, когда декларация регистрируется автоматически. Существует автовыпуск, когда машина сама, проведя проверку по определённому алгоритму, принимает решение о выпуске. Таможенные органы уходят в цифру, цифровизуются, информационные технологии, которые мы применяем, всё больше совершенствуются. — На Ямале выгоднее быть таможенником, в плане социальных благ и зарплаты, чем в другом регионе, более тёплом? — Я могу сказать за себя, я надеюсь, что мои должностные лица такого же мнения. Мы, в первую очередь, думаем о службе. Вне зависимости от того, в каком регионе мы её проходим. Наша основная задача — обеспечивать экономическую безопасность нашего государства. — Что вы обычно желаете друг другу в свой профессиональный праздник? — Таможенники такие же люди, как все. Обычные искренние пожелания здоровья, благополучия, профессиональных успехов. Ранее глава ноябрьского таможенного поста рассказал «Ямал 1» об особенностях работы ведомства. .