Как нормализуется ситуация с бензином после восстановления топливного демпфера

Большая разница Речь идет о так называемом демпферном механизме, который был введен в 2019 году для компенсации нефтяникам из бюджета части разницы между экспортными и индикативными – установленными государством – внутренними ценами на бензин и дизельное топливо (ДТ). Механизм позволяет получить внутренние цены ниже экспортных благодаря тому, что разница между экспортным паритетом и внутренней индикативной ценой частично компенсируется выплатами от государства. С 1 сентября в два раза сократились выплаты по демпферу в соответствии с Федеральным законом, вступившим в силу в конце июля. Параллельно разразился топливный кризис, связанный с ростом биржевых цен и увеличением объемов «серого экспорта». В частности, агропромышленный комплекс в разгар уборочных работ столкнулся с острой нехваткой топлива и инициировал разбирательства на тему «кто виноват» в Госдуме и на уровне правительства. «На фоне резкого роста стоимости дизеля на внешних рынках увеличились объемы так называемого «серого» экспорта, что спровоцировало дефицит топлива для потребителей в ряде аграрных регионов, которые закупают его на оптовом рынке, в том числе сельхозпроизводителей, а это, в свою очередь, породило спекулятивный рост цен на дизель до 80–100 тыс. рублей за тонну», – рассказал глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный. Правительство отреагировало полным запретом поставок топлива – автомобильного бензина и ДТ – на экспорт. Как сообщал «Интерфакс», «временные ограничения помогут насытить рынок топлива, что в свою очередь позволит снизить цены для потребителей». Несмотря на столь радикальный подход, напряженность на топливном рынке сохранилась. «Сначала ожидания со стороны участников рынка грядущего сокращения топливного демпфера в сентябре, а потом вступление в силу данного решения стали важной причиной топливного кризиса, случившегося летом 2023 года. Плюс решение сократить вычет по демпферу стало нарушением негласной договоренности между правительством и нефтяными компаниями, предполагающей поддержание стабильности на внутреннем рынке нефтепродуктов в обмен на соответствующие налоговые вычеты. И последствия пересмотра этого «соглашения» одной из сторон не заставили себя долго ждать», – сказал президент Национального топливного союза Павел Баженов. В возобновившейся дискуссия о ценообразовании на топливо нефтяники стали активно выступать за возврат к 100-процентному демпферу, отмечая, что это самый действенный метод стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов. Пирог себестоимости Согласно подсчетам Фонда национальной энергетической безопасности, если правительство не выплачивает демпфер, налоги составляют около 104 % в ценообразовании ДТ на АЗС. А убытки при реализации продукции на заправках приближаются к 64 %. При использовании демпферного механизма доля налогов снижается до 45 %, компании выходят в минимальную прибыль – около 1 %. В октябре правительство объявило о планах внести в ноябре поправки о корректировке топливного демпфера. «Изменение коэффициента по демпферу с 0,5 до 1,0 позволит увеличить размер компенсации нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) выпадающих доходов при продаже моторного топлива на внутреннем рынке. Это позволит обеспечить экономические стимулы к насыщению внутреннего рынка топливом, сдержать рост оптовых биржевых цен, что в результате будет способствовать поддержанию стабильной ценовой ситуации в рознице на уровне, близком к инфляции», – говорится в сообщении правительства. «Предложения по компенсациям мы получили. Планируем, что изменения в Налоговый кодекс будут внесены в ноябре», – сказал замминистра финансов Алексей Сазанов. По словам первого замминистра энергетики Павла Сорокина, по новому законопроекту нефтяники смогут получить выплаты и за октябрь, так как демпфер выплачивается в ноябре. Сейчас в правительстве идет обсуждение источников финансирования корректировки демпфирующего механизма. «Государство возвращает нефтяникам часть собранных налогов за их согласие оставить на внутреннем рынке нужные объемы по ценам, рост которых не превышает инфляцию. Это важный момент, о котором все время забывают. Надо понимать, что основная выплата по демпферу покрывается дополнительными сборами по НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых – Прим. ред.). Данный механизм «вшит» в формулу НДПИ как еще один коэффициент», – поясняет суть демпфера глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. По словам Павла Сорокина, увеличение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль не рассматривается, однако выплата по демпферу, которую нефтяники не получили в сентябре, станет одним из источников финансирования корректировки. «Сумма источников финансирования демпфера будет состоять из вот этого демпфера [сентябрьского], плюс другие источники, которые не относятся к нефтяной отрасли – именно к нефтяной – и к тем заводам, которые поставляют на внутренний рынок. Данная работа совместно с Минфином ведется. Все основные решения про восстановление демпфера уже объявлены, сейчас идет только донастройка этих решений и источников», – подчеркнул ТАСС Павел Сорокин. Налоговая переменная «Качели» с демпфером происходят из года в год, и условия выплат нередко меняются в зависимости от объема выплат нефтяникам – чем они выше, тем больше вероятность «нововведений». И это далеко не единственная «налоговая переменная» в нашей стране. К примеру, за последние восемь лет почти втрое выросли топливные акцизы, в следующем году ожидается их очередное повышение. В рамках борьбы с «серыми» экспортерами введены заградительные экспортные пошлины – 50 тыс. рублей за тонну – что противоречит самой идее налогового маневра, который предполагал обнуление экспортных пошлин к 2024 году с одновременным ростом налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – основного налога для нефтяных компаний. При росте налоговой нагрузки объем собираемых в федеральный бюджет налоговых поступлений от нефтяной отрасли приближается к 40 %. «Не менее 10 рублей в каждом литре – только акциз, то есть налог на потребление. А четыре основных налога «нефтянки» (кроме акцизов, это НДПИ, налог на дополнительный доход и экспортная пошлина) формируют треть доходов федерального бюджета. Если сюда добавить данные по НДС, налогу на прибыль, фискальным взносам от фонда заработной платы, то этот показатель будет еще выше», – акцентирует внимание зампред комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич. В 2024 году нефтегазовые доходы федерального бюджета РФ должны увеличиться почти на 30 % по сравнению с 2023 годом. «Правительством приняты меры по балансировке рынка, ограничению «серого» экспорта, наполнению внутреннего рынка. Это позволит в ближайшее время стабилизировать ситуацию, убрать дефицит и спекулятивный фактор и, соответственно, снизить цены. При этом ситуация показала недостаточность регулирования внутреннего рынка топлива. Для достижения долговременного эффекта требуются дополнительные меры нормативного характера, в том числе, возможно, корректировка механизма топливного демпфера», – отмечал в официальном сообщении комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный. Но главное – для успешного ведения бизнеса и «всесезонной» стабильности цен нужны понятные, прозрачные и долгосрочные правила. «Стало притчей во языцех, что налоговая система нефтяной отрасли напоминает лоскутное одеяло. Только за последние три года законодательство в этой части менялось не менее 15 раз. Отсутствие долгосрочного нормативного регулирования, безусловно, не способствует инвестиционной привлекательности и устойчивости работы», – говорит Юрий Станкевич. В частности, по мнению эксперта, возвращение выплат по демпферу – наиболее очевидный и понятный шаг среди возможных мер налогового регулирования нефтяной отрасли для удержания внутренних цен на нефтепродукты в параметрах, отвечающих интересам потребителей и задачам социально-экономического развития страны. Но важен не только сам механизм, а, прежде всего, его фактические параметры, позволяющие нефтепереработчикам получать компенсационные выплаты с учетом ценовой конъюнктуры на зарубежных рынках. По мнению Павла Баженова, нужна полноценная работа над ошибками и отказ от старых механизмов и инструментов, которые создавались как «заплатки для устранения вновь и вновь появляющихся брешей и пробоин». «Сейчас для такого пересмотра правил игры самое время. В общих чертах, нужно предпринимать максимум усилий по наполнению биржи объемами, только не из-под палки, а путем создания условий, делающих продажу нефтепродуктов через биржевой механизм более выгодной. В частности, можно сделать реализацию товара через биржу обязательным условием получения демпфирующего вычета. Разумным представляется переход к плавающим, зависящим от сезонного спроса нормативам биржевой торговли. А в целом, нужно перевести систему управления топливным рынком полностью на рыночные рельсы, отказаться от регулирования розницы в рамках инфляции, при этом обеспечив экономический приоритет поставок на внутренний рынок над экспортом», – считает эксперт. Фото: ФедералПресс / Светлана Возмилова; Фонд национальной энергетической безопасности

Как нормализуется ситуация с бензином после восстановления топливного демпфера
© РИА "ФедералПресс"