На Ставрополье поддержат сектор экономики креативных индустрий

Вклад креативных индустрий в экономику Ставрополья оценили примерно в пять процентов от общего ВВП региона. Эта цифра немного выше, чем в среднем по России, и почти вдвое - среднемировой. Минэкономразвития Ставропольского края уже начало разрабатывать концепцию будущего для креативных индустрий до 2030 года. В нее войдут различные мероприятия, а также меры поддержки участников рынка.

На Ставрополье поддержат сектор экономики креативных индустрий
© Российская Газета

Работа творческих команд помогает привлечь в край туристов и продвигать местные бренды как внутри региона, так и за его пределами. Креативная экономика связана с самым неограниченным глобальным ресурсом - человеческим творчеством. Она основывается на капитализации интеллектуальной собственности в научной, научно- технической, культурной и другой творческой деятельности.

По данным экспертов Высшей школы креативных индустрий Северо-Кавказского федерального университета, на Ставрополье ярче всего в этой сфере себя проявляют дизайнеры, мастера исполнительского и визуального искусства, ремесленники и работники образования. Еще одна важная точка роста креативной экономики в крае - гастрономия.

Агентство стратегических инициатив России оценивает вклад творческих индустрий в ВВП страны в 4,9 процента. На Ставрополье, по данным собственного анализа, доля начисленных налогов, сборов и страховых взносов в этом секторе составила 5-5,2 процента от ВВП региона, это равняется приблизительно четырем миллиардам рублей. Наибольшая концентрация творческих предпринимателей отмечается в Ставрополе и на территории Кавказских Минеральных Вод.

- Креативная экономика - это гораздо более широкое понятие, чем только работа дизайнеров или художников. Сегодня она объединяет порядка 40 отраслей, и список постоянно пополняется. Развитие этой сферы для нас - возможность создать бренд Ставрополья, продвигать его для повышения конкурентоспособности товаров и услуг, тем самым влияя на имидж региона. Мы уверены, что творцов надо объединять и использовать их талант для популяризации бренда края и продукции наших производителей, - отметил министр экономического развития региона Денис Полюбин.

Чтобы помочь представителям креативных индустрий, минэкономразвития региона сейчас опрашивает их, выясняя, какая поддержка действительно необходима. Например, глава Железноводска Евгений Бакулин рассказал, что внедрение "курортного рубля" и творческий подход к восстановлению терренкуров значительно повлияли на туристическую привлекательность города. Аналогично сработало использование образа Чебурашки в Кисловодске после выхода одноименного фильма. Курорт стал еще более узнаваемым.

По словам директора по креативной экономике Агентства стратегических инициатив (АСИ) Екатерины Черкес-заде, позитивные тенденции наблюдаются и в сфере благоустройства территорий Ставропольского края, видно, что свою руку к этому прикладывают урбанисты, архитекторы, дизайнеры.

- Нужно разобраться в том, какие именно точки роста есть в регионе. Очень важно поддерживать предпринимателей в сфере креативных индустрий, которые через свои услуги формируют образ региона, делают его инвестиционно привлекательным, создают рабочие места. Нам важно показать, что креативная деятельность может способствовать привлечению туристов, - подчеркнула Черкес-заде.

По ее мнению, на Ставрополье нужно помогать тем, кто работает в сфере услуг и санаторно-курортной индустрии. Также для региона важны музыкальные, театральные и гастрономические фестивали, мероприятия для художников.

- В крае развит аграрный сектор, и здесь важна упаковка и грамотная подача продукции разным потребителям, - добавила Екатерина Черкес-заде.

Как рассказал "РГ" руководитель ставропольского дизайн-агентства PNFLV Дмитрий Панфилов, региональные производители раньше сильно недооценивали влияние упаковки продукта на его конкурентоспособность.

- Если делать товар внешне привлекательным, то люди его чаще покупают. На Ставрополье есть известные на всю страну бренды продукции, которые стали одним из символов края, и многие везут эти товары в качестве подарка в другие регионы. Бизнес становится более образованным и уже понимает, что хороший брендинг влияет на продажи и поднимает экономику, - отметил Панфилов.

Эксперт считает, что грамотный дизайнер способен помочь небольшим и средним предприятиям, у которых нет возможности провести большую рекламную кампанию. Благодаря упаковке потребитель может выделить товар на полке магазина. Но дизайн играет не только эстетическую роль, хотя она и важна. Он также помогает покупателю лучше ориентироваться и понять, насколько продукт ему подходит.

- На дизайн сильно повлияло импортозамещение. Если раньше мы тягались с крупными транснациональными компаниями, то сейчас соревнуемся друг с другом. На рынок вышло много игроков, занимавших прежде небольшой сегмент. Они видят, как надо конкурировать, какие сейчас тренды. Спрос на маркетинговую стратегию в регионах России растет, а несколько лет назад его практически не было, - пояснил директор агентства.

Растет и конкуренция между самими дизайнерами. На Ставрополье их появляется все больше, однако, по словам Дмитрия Панфилова, пока это чаще не студии, а отдельные специалисты высокого уровня. Если же говорить о дизайне, например, сайтов, то в крае есть сильные команды, которые работают с крупными федеральными брендами. В этом сегменте конкуренция в регионе сейчас выше, чем в брендинге товаров.

Кроме того, в ближайшие месяцы в Ставропольском крае запланировано проведение первого в регионе фестиваля креативных сообществ "Кругрук", который станет площадкой для создания и продвижения брендов муниципальных округов, где планируют развивать креативные производства, гастрономию, высокие технологии, искусство, туризм, дизайн и индустрию моды. .

Кстати

В некоторых регионах страны для развития креативных индустрий существуют различные меры поддержки, например, соответствующий закон есть в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Также создается Сибирский институт развития креативных индустрий.

Эксперты Северо-Кавказского федерального университета перечислили регионы СКФО, в которых эта сфера экономики развивается активнее всего: Дагестан, Северная Осетия, Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария. Особенно продвинулась в этом деле Северная Осетия. Республике чаще других одобряют заявки на гранты Президентского фонда культурных инициатив.