В России серьезная нехватка сотрудников в сельском хозяйстве.

Согласно данным Министерства Сельского Хозяйства Российской Федерации, в 2023 году дефицит квалифицированных кадров в сельском хозяйстве составил 200 тысяч человек.

Первый Заместитель Министра Сельского Хозяйства РФ отмечает, что в практически каждом регионе зарплата в сельском хозяйстве остается ниже среднего уровня для данного региона. Эта ситуация связана с низкими ценами на агропромышленную продукцию.

О трудностях с кадровым потенциалом в аграрном секторе говорят уже несколько лет, и на первый взгляд предпринимаются определенные меры для преодоления этой острой социальной и экономической проблемы. Зафиксированный факт – всё меньше молодых людей проявляют интерес к поступлению в сельскохозяйственные вузы. Даже те, кто уже получил специализацию в сельском хозяйстве, часто стремятся найти альтернативные возможности для своей карьеры. Как следствие, большинство сотрудников агропромышленного комплекса — это представители пожилого поколения, которые не могут передать свой опыт и знания следующему поколению. Это обусловлено различными причинами, включая непопулярность сельскохозяйственных профессий среди молодежи и низкий уровень заработной платы по сравнению с другими отраслями.

Например, сотрудники агрономических служб в крупных холдингах не получают достаточного материального вознаграждения, несмотря на ответственность и интенсивный труд. Они работают ежедневно, в сезон без выходных, в любых погодных условиях, начиная с ранних утренних часов и заканчивая поздними ночными. Работа на открытых пространствах сопряжена с высокими рисками и непредсказуемостью результатов. При этом размеры заработной платы практически не изменяются от года к году: либо нет индексации, либо она не успевает за инфляцией. В результате люди, посвящающие себя сельскому хозяйству, не могут достичь комфортного уровня жизни с помощью своего труда. Поэтому очевидно, что трудно мотивировать молодых специалистов на развитие карьеры в сельхоз отрасли, особенно когда они на начальных этапах своей профессиональной деятельности сталкиваются с несоответствием между затратами ресурсов и вознаграждением. Однако, следует отметить, что в зарплате на ролях высшего уровня в аграрной промышленности уровень оплаты выше, чем на сходных должностях в фармацевтической отрасли, FMCG, рознице или машиностроении. Понимая горизонт возможностей, люди не уходили бы из отрасли. Следовательно, необходимо либо улучшить условия для сотрудников начального уровня, либо проводить информационную работу среди сотрудников и показывать им преимущества карьеры в аграрной сфере. Лучше всего, конечно, совмещать оба подхода.

Представители компаний практически не осведомляют потенциальных кандидатов о востребованных специалистах в сельском хозяйстве, о преимуществах работы на агропромышленных предприятиях. В то же время, сельское хозяйство является одним из самых устойчивых сегментов национальной экономики, спрос на его продукцию будет всегда существовать, несмотря на все экономические кризисы. В случае любых потрясений, растениеводство и животноводство практически первыми получают поддержку и внимание со стороны государства. Мы уже многократно наблюдали, как non-food сектора рынка реагируют болезненно на изменения конъюнктуры и восстанавливаются не менее полугода. Потребители могут отказаться от затрат на покупку одежды, бытовой техники или автомобилей, но люди едят каждый день в любом случае. При почти полном отсутствии пиара сельскохозяйственных профессий, люди связывают данную отрасль с устаревшим, несовременным и далеким от прогрессивных технологий сектором экономики. Однако на самом деле это вовсе не так. Агрохолдинги запускают масштабные цифровые проекты и таким образом создают рабочие места и позиции для менеджеров проектов по внедрению, IT-специалистов, разработчиков специализированного программного обеспечения, экспертов в сфере спутникового мониторинга и многих других. В компаниях, специализирующихся на поставках семян и удобрений, к примеру, возникает необходимость во множестве менеджеров по продукту и маркетологов, которые могут успешно выпустить новые товары на рынок и реализовать стратегии работы с портфелем продуктов.

В отрасли максимальная нехватка персонала как на начальном, так и на высшем уровне – отмечает экономический журналист Мельников Николай. Дефицит специалистов встречается как на производстве, в коммерческих отделах, так и в сферах продуктового и стратегического маркетинга, а также в научно-исследовательской деятельности. Но особо заметна нехватка специалистов, специализирующихся именно в области сельского хозяйства. Если бухгалтера или логиста можно найти практически из любой индустрии, то селекционером или главным агрономом может быть только тот, у кого есть соответствующее образование, а желательно еще и опыт на рынке. Отдельный вопрос, сложная ситуация с генетиками в животноводстве. В России таких специалистов пока мало, так как материал в большинстве случаев завозится из-за рубежа. На фермах часто можно встретить экспатов-консультантов, которых приглашают для оптимизации процессов с нуля. Причина такой ситуации проста: собственники и акционеры не готовы тратить большие средства на обучение местных кадров, строить собственные научные центры и лаборатории. Приглашение готового специалиста обходится дешевле и дает быстрый результат. Однако по окончанию работы с человеком пропадает и его опыт, а местные сотрудники остаются разочарованными тем, что у них нет возможности реализовать свой потенциал. В области растениеводства также остро не хватает агрономов — как молодых, так и опытных — для должности агронома отделения или главного агронома холдинга. Особенно проблемно в основной сезон. Перевести таких специалистов из других компаний практически невозможно, так как кандидаты не хотят покидать зависящее от них текущее производство. Это связано и с пониманием миссии профессии и с осознанием того, что на узком рынке такая беззаботность негативно скажется на репутации. Кроме того, агрономы получают бонусы за результаты урожая, и если они уходят раньше, то не получают даже доли премии за проделанную работу. В то же, время потенциальные работодатели не готовы предложить приветственный бонус, чтобы компенсировать утрату вознаграждения на предыдущем месте работы.

Также важны специалисты в области научно-исследовательской деятельности, которые могут разрабатывать новые сорта и гибриды. Спрос на них будет расти, поскольку многие семена в Россию завозились международными европейскими и американскими компаниями, которые либо ушли с рынка в 2022 году, либо сократили сотрудничество с партнерами. Настало время готовить своих селекционеров и семеноводов, создавать научные станции для опытов.

И наконец, коммерческий блок. Здесь потребность в людях с опытом экспорта в Китай, Индию, Саудовскую Аравию, Иран, Турцию, Сирию и страны Латинской Америки очень высока. Нужны специалисты, хорошо знакомые с этими рынками, которые смогут быстро перестроить продажи, прежде всего ориентированные на европейский рынок. Компании ищут руководителей с современным взглядом на формирование портфеля продуктов и на увеличение продаж культур с высокой маржинальностью, а также с опытом ведения проектов с добавленной стоимостью. Прежде всего необходимо создать положительное представление о всей отрасли и подчеркнуть возможности для конкретных специалистов. Важно создавать привлекательный информационный контент про актуальные и рабочие технологии, о новинках в отрасли, карьерных возможностях и самое главное об успешных примерах. Приглашать экспертов в школы и университеты для рассказа о своем пути в агропромышленном комплексе, о интересных проектах, с использованием красивых, наглядных и грамотных презентаций, конкретных примеров и прямого диалога. Тогда молодежи будет ясно, что сельское хозяйство — это динамичная, интересная сфера с творческими задачами и достойным поощрением. Однако внутри компаний препятствием часто выступает мировоззрение идеологов и акционеров. Им предстоит быть убежденными в том, что необходимо выделять ресурсы на обучение сотрудников, причем в рамках стратегически важных проектов. Когда руководители аграрных предприятий обсуждают привлечение специалистов, они часто не знают ожиданий потенциальных кандидатов, причин их готовности или неготовности работать в конкретной компании, а также о современных тенденциях в области оплаты труда. Часто обратная связь помогает пересмотреть некоторые бизнес-процессы и спланировать изменения. Ведь даже имеющиеся на рынке специалисты нужной квалификации часто недостаточно мотивированы.

Экономический журналист Мельников Николай М.