Монополия «Почты России»: товары на маркетплейсах скоро подорожают

Что такое инфраструктурный платеж В «Почте России» предложили собирать инфраструктурные платежи с маркетплейсов. Так, крупные онлайн-магазины – OZON, Wildberries, «ВсеИнструменты», DNS, «М-Видео» и другие с оборотом свыше 1 миллиарда рублей в год – должны будут выплачивать «Почте России» платеж в размере 0,5 процента от своей квартальной выручки. Сумма немаленькая – по подсчетам экономистов, российская почтовая служба сможет получать до 25 миллиардов рублей ежегодно. Насколько подорожают товары на OZON и Wildberries Предложение по сбору налогов в пользу «Почты России» обсуждается уже более чем полгода. В исследовании ЦСР отметили, что это решение приведет к негативным последствиям для российской экономики в период с 2024 по 2027 год: недополучение российским бюджетом налогов на 2,3 триллиона рублей; недоинвестированные капитальные затраты в размере 580 миллиардов рублей; большое количество недооткрытых рабочих мест – примерно на 297 тысяч человек; большое количество недооткрытых субъектов МСП – примерно 200 тысяч предпринимателей; рост цен на маркетплейсах (от 5 %). Не имеет аналогов в мире В мировой практике существуют похожие механизмы, но с заметным отличием – компенсационные платежи убыточному гарантированному поставщику поступают от компаний-конкурентов. Так, конкурентами почтовых служб в ряде стран считаются автоперевозчики и экспедиторы. Маркетплейсы не рассматриваются в качестве конкурента почтовой службе, и с них платеж не взимается. Еще одно отличие – конкурирующие компании могут выбрать – платить взносы или помогать почтовой службе в отдаленных районах страны. Альтернатива инфраструктурному платежу Интернет-магазины и маркетплейсы предложили «Почте России» альтернативный вариант поддержки – они готовы приобретать почтовые услуги для доставки товаров покупателям со своих складов. Соответствующие предложения обсуждались в июле с главой комитета Госдумы по информационным технологиям, членом совета директоров «Почты России» Александром Хинштейном. Политик заявлял, что говорить об инфраструктурном платеже как принятом решении преждевременно. Мнения экспертов Технический прогресс и развитие информатизации привели к тому, что значительная часть экономической активности переносится в виртуальную сферу, и остановить этот процесс нельзя, считает кандидат экономических наук Михаил Беляев. По его словам, маркетплейсы популярны, вследствие их работы экономятся торговые площади и сокращаются транспортные издержки. «Маркетплейсы в том числе пользуются почтовыми услугами, но я не знаю, насколько отчисления от маркетплейсов можно воплотить в рамках налогов. Назвать их сбором или дополнительной платой или придумать обоснованный экономически и юридически термин. Маркетплейсы пользуются услугами почты, и платить за эту услугу, конечно, должны. Какой только термин придумать? Это вопрос специальный», – полагает экономист. Беляев уверен, что сама идея сборов с продавцов маркетплейсов для поддержки «Почты России» в убыточных регионах правильная. «Налог ли это должен быть или что-то другое? Есть понятия «сбор», «дополнительная плата» или «тариф». Сама идея правильная, но к ней надо подобрать адекватное и практическое воплощение», – добавил собеседник «ФедералПресс». Противоположного мнения придерживается замдиректора Института Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов. «Такой идеей мы можем снизить спрос на продукцию продавцов маркетплейсов, которые являются прогрессивной и растущей сферой экономики. Вряд ли на эту сферу стоит накладывать дополнительные ограничения. Наоборот, она должна развиваться с минимальными ограничениями», – считает Миронов. Собеседник «ФедералПресс» подчеркнул, что отрицательно относится к идее введения налогов на маркетплейсы. По его словам, эта сфера экономики только развивается. «Когда дети растут, их родители стараются от всяких забот избавить. А тут наоборот, увидели маленького ребенка, который не может отбиться от налогов, и накладывают на него дополнительные обязательства, вместо того чтобы наложить обязательства на другие компании. Я считаю, что неразумно на этот сектор, который создает цифровую экономику, накладывать дополнительные налоги», – добавил замдиректора Института Центра развития НИУ ВШЭ. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Монополия «Почты России»: товары на маркетплейсах скоро подорожают
© РИА "ФедералПресс"