Морепродукты из Архангельска в Китай планируют отправлять самолетами

В Архангельске впервые заявили о том, что планируют поставлять живых крабов в Китай... самолетами. Напомним: предприятия рыбной сферы СЗФО переориентировались на восточный рынок. "РГ" уже сообщила о том, что крабов, выловленных в Баренцевом море, начали поставлять в Китай самолетами из Мурманска. Следующей точкой отправки станет столица Поморья. Проект планируется реализовать за счет средств предприятий Архангельской области.

Морепродукты из Архангельска в Китай планируют отправлять самолетами
© Российская Газета

Об этом рассказали во время круглого стола, прошедшего в Высшей школе экономики Северного (Арктического) федерального университета. Кстати, в этом году в Поморье впервые выполнили запланированные показатели по экспорту рыбной продукции, переориентировав его на другие страны. Отметим, что раньше экспорт рыбы проводился в основном в Америку и Европу: хотя три порта Норвегии по-прежнему принимают архангельскую треску, северные предприятия неохотно поставляют продукцию на этот рынок. Во многом потому, что с обслуживанием российских судов в Европе сейчас возникают серьезные проблемы.

Основной экспорт трески и краба идет сейчас в Южную Корею и Китай. Тем не менее, по данным Россельхознадзора, архангельскую и мурманскую рыбу продолжают приобретать Польша, Нидерланды и Португалия. Всего за десять месяцев текущего года за границу из двух северных регионов отправлено 1578 тонн замороженной продукции. Причем выловленный в Баренцевом море краб в первенстве: объем его экспорта из Архангельской и Мурманской областей превышает тысячу тонн.

Но не все потребители за рубежом готовы покупать сыромороженого, а также варено-мороженого краба. В Поднебесной, к примеру, заинтересованы именно в живой продукции. Сейчас поступающих крабов в Мурманске отправляют на передержку, где они проходят процесс подготовки к долгому пути. Затем в специальных контейнерах на автомобилях живой улов перемещают в Шереметьево, а оттуда - в Шанхай и Пекин, причем на доставку до конечного пункта уходит меньше недели.

Но остается открытым вопрос создания новых мощностей для хранения продукции - с учетом роста потребления в северном рыбохозяйственном бассейне их явно недостаточно, а в Архангельске - особенно. Сейчас в столице Поморья очень рассчитывают на аукционы по продаже квот на добычу крабов, в которые закладывается инвестиционная составляющая - они начнутся в первом квартале следующего года.

Напомним: победители таких аукционов обязуются построить на российских верфях суда для добычи крабов или же объекты инфраструктуры. В 2024 году на крабовых торгах планируют рассмотреть проекты по строительству рыбных портов. Один из них может появиться в Архангельске - все зависит от того, кто выиграет этот лот. Если решение будет принято в пользу столицы Поморья, в ней появятся новые рабочие места, увеличится перевалка грузов и, соответственно, загрузка порта.

На доставку крабов в Китай уходит меньше недели

Кстати, во многом за счет "квот под киль" в Поморье выросли инвестиции в основной капитал - большие вложения были сделаны именно в развитие рыболовной сферы. Это связано с тем, что рыбаки, участвуя в аукционах, взяли на себя обязательства по строительству рыболовецких судов, а стоимость каждого составляет около семи-восьми миллиардов рублей.

Три новых судна, построенные по инвестиционным программам для архангельских рыбаков, находятся сейчас на промысле в Белом, Баренцевом и Карском морях. Еще несколько строятся. Причем не только в России: одно судно построено в Китае, оно уже прошло все промысловые испытания и сейчас решается, как его перегнать в АЗРФ.

Тем временем рыбодобывающие предприятия добиваются компенсации затрат на ледокольную проводку судов по Северному морскому пути, который в отрасли считают наиболее оптимальным для поставок рыбы - как с Востока на Запад, так и в обратном направлении. Дело в том, что самой качественной считается рыбная продукция, которая отправляется по СМП судами напрямую из порта в порт, а не "трясется" по месяцу в вагонах, многократно размораживаясь при перевалке.

Кстати, жители Поморья нередко ворчат по поводу того, что выловленная на Севере рыба "уходит" в другие страны и регионы. Неудивительно: если в среднем по России потребление рыбы составляет 21 килограмм на душу населения, то в традиционных рыбных регионах, в том числе в Архангельской области, он значительно выше - каждый житель Поморья, к примеру, в среднем съедает 24 килограмма рыбы в год.

Насытить внутренний рынок призвана сфера аквакультуры, которую в Архангельской области начали развивать только пять лет назад. Рассчитана она в основном на малый и средний бизнес, но количество таких предприятий за пять лет выросло в четыре раза: сейчас в сфере аквакультуры действуют восемь хозяйств, а три завершают оформление бизнеса.

Потенциал региона - 34 тысячи тонн искусственно выращенной рыбы в год, а пока удается вырастить только 300 тонн. В итоге открывается "широкое окно" для развития малого бизнеса. Особенно если учесть, что рынок потребления не заполнен даже внутри Архангельской области: выращенную искусственным образом рыбу в больших количествах очень быстро скупают как переработчики, так и жители Поморья.

Один из барьеров для роста производства - отсутствие подходящих озер и рек. Вернее, информации о них. По словам главы министерства АПК и торговли Поморья Ирины Бажановой, большие трудовые и финансовые затраты приходится вкладывать в научное изучение водоемов. Для бизнеса это непосильная нагрузка, поэтому в регионе выделили средства на исследование потенциальных точек выращивания рыбы.

Начиная с 2020 года ученые выезжают в муниципальные образования области для обследования озер и рек, после чего дают заключение о возможности разведения в них рыбы - какой, в каком количестве и где. Оцениваются также транспортная доступность, возможности подключения электричества, близость рынков сбыта. В этом году исследования водоемов заканчиваются, и у Архангельской области впервые появится полная "аквакультурная карта".