Тюменцы не согласились с 12 местом в рейтинге креативных индустрий
На днях Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ опубликовал свой первый рейтинг креативных регионов России. Выводы исследователей, сделанные по 48 индикаторам, от благосостояния населения до уровня цифровизации и ситуации с кадрами, а также по мерам поддержки 16 ключевых креативных индустрий (КИ), мягко сказать, озадачили многих из тех, кто непосредственно занимается развитием этого направления на местах.
В частности, тюменцы недоумевают: по ранжированию, неоднократно проводимому Агентством стратегических инициатив (АСИ), регион всегда входил в топ-5 субъектов РФ, жители которых неплохо научились зарабатывать на творчестве. Однако в рейтинге "вышки" Тюменская область лишь на 12 строчке, но хотя бы в двадцатке лидеров. Там же из УрФО Свердловская область (10 место) и Челябинская (20). Югра, которая тоже давно и целенаправленно занимается развитием КИ для снижения монозависимости своей экономики от добычи углеводородного сырья, оказалась в эволюционной группе и лишь на 11 позиции (в общем списке она и вовсе 34-я), в догоняющей - Ямал (9-е и 64-е места соответственно) и Курганская область (26 и 81). К слову, Якутия, которая ранее признавалась регионом года по креативу, тоже далека от пьедестала - она пятнадцатая.
По итогам прошлого года доля креативных индустрий города Тюмени в ВРП была 14,1 процента, что очень неплохо
Директор Тюменского агентства развития креативных индустрий (ТАРКИ) Алексей Краев убежден: прежде чем расстраиваться по поводу результатов, необходимо всесторонне изучить новый рейтинг, разобраться в системе ранжирования. Пока непонятно, кто от кого на сколько отстает - возможно, и разрыв-то смешной. Так, по региональным налоговым льготам у тюменцев - единственных - максимальный показатель, а по благосостоянию, интеллектуальной собственности, цифровизации, культурной среде, кадрам, нормативно-правовой базе, организационному обеспечению - средние успехи.
- С одной стороны, рейтинг ВШЭ интересен, так как в нем есть срез разнообразных параметров, и вроде бы становится ясно, что надо подтянуть, за что можно порадоваться. Но, с другой стороны, креативные индустрии в современном мире - это ведь про бизнес на творчестве. Однако здесь такой пункт вообще не представлен, главенствующая роль почему-то отдана участию в федеральных программах. Возможно, поддержка регионами всероссийских событий хороша с точки зрения публичности, но вряд ли этот фактор по-настоящему влияет на развитие экономики, - рассуждает Краев. - Я считаю правильным, когда на территории создаются условия, позволяющие людям зарабатывать на своих хобби и платить налоги. Рейтинг АСИ оценивает именно вклад креативных индустрий в валовой региональный продукт, и здесь мы то на втором, то на третьем месте. Есть понимание, сколько денег приносит креатив. Скажем, по итогам прошлого года доля КИ города Тюмени в ВРП была 14,1 процента, что очень неплохо.
Тюменцы, впрочем, согласны: чтобы выйти на прибыль, нужно пробовать разные инструменты и схемы. Так, одни регионы нарабатывают опыт в выступлениях на тематических форумах, а другие заточены на создание творческой инфраструктуры. Да и анализ ВШЭ тоже всего лишь одно из исследований этого сектора, выполненное под определенным углом зрения.
- Подобных рейтингов в стране немного. Считаю, что основной все же составляет АСИ: он регулярен, поэтому можно сравнить себя не только с соседями, но и со своими показателями прошлых лет. Есть еще индекс креативности регионов от ВЭБ.РФ. Думаю, постепенно накопятся разные практики, - добавил эксперт.
Тем временем
В Тюменской области продолжается работа по созданию креативного кластера, о чем "РГ" ранее подробно рассказывала. Уже подписаны 22 соглашения между компаниями медиасферы, кино и предприятиями легкой промышленности. Параллельно разрабатываются механизмы муниципальной и региональной поддержки для проектов внутри нового сообщества. Когда кластер получит аккредитацию в Минпромторге РФ, то сможет рассчитывать на сумму до 300 миллионов рублей, с 2024 года будет выдаваться и местная субсидия (до 300 тысяч). В общем, грустить по поводу результатов нового рейтинга тюменцам некогда - надо работать дальше.
А как у соседей?
В Екатеринбурге на площадке кластера "Домна" на этой неделе проходит первый на Урале мультикреативный фестиваль "Креативный Екатеринбург", включающий образовательные и дискуссионные события с участием топовых экспертов. Хедлайнером стал автор самого известного пособия для копирайтеров Максим Ильяхов. Около тысячи предпринимателей, представителей креативных команд, специалистов сферы продвижения прослушали лекции, прошли практические тренинги, поучаствовали в дискуссиях и мастер-классах. Одно из ключевых мероприятий - конкурс креативных проектов Екатеринбурга, на который поступило 73 заявки. Сегодня, в завершающий день фестиваля, состоится презентация лучших идей.
Подготовила Юлия Борисова