На форуме "Города России" Екатеринбург представил опыт развития агломерации

В Екатеринбурге завершился общероссийский форум стратегического развития "Города России". В этом году он впервые прошел под патронатом Минэкономразвития РФ и привлек более 5,1 тысячи участников, в том числе делегации из 91 города и 15 регионов РФ, а также из Казахстана. 40 муниципалитетов были представлены главами. На сессиях выступили более 370 спикеров, в том числе депутаты Госдумы, аудиторы Счетной палаты РФ, ведущие эксперты в области территориального планирования.

На форуме "Города России" Екатеринбург представил опыт развития агломерации
© Российская Газета

Организаторами дискуссионной площадки выступили фонд "Центр стратегических разработок" (ЦСР), Союз российских городов и администрация Екатеринбурга. За семь лет своего существования форум вырос из события регионального масштаба до федерального и увеличил число участников на порядок. Тематика тоже стала более масштабной, в этом году организовали более 60 секций, поделив их на несколько треков: агломерации и межсекторальное сотрудничество, новая городская политика, лучшие межмуниципальные практики, контрольно-надзорная деятельность, человеческий капитал, моногорода.

Отразили удар

По словам председателя комиссии по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре Общественной палаты РФ Андрея Максимова, развитие человеческого потенциала и стирание границ позволяют муниципалитетам выдерживать самые сильные удары. Это показали пандемия и санкции: вопреки сложностям, города растут, сохраняют социальные бюджеты и остаются тем самым каркасом, на котором держится вся страна.

По прогнозу ВЭБ.РФ, в этом году ВВП страны увеличится на 3,2-3,3 процента, а реальные доходы семей - на пять, несмотря на ускорение инфляции. Наибольший вклад обеспечивают агломерации: на 17 крупнейших, где проживает 35 процентов населения страны, приходится 48 процентов ВВП и 47 - инвестиций. Хотя по-прежнему сохраняется разрыв: московская и петербургская агломерации обеспечивают треть ВВП, там доход населения соответствует западноевропейским показателям, а в Екатеринбурге - в 1,5 раза ниже. Это неравенство - одновременно и проблема, и драйвер развития.

Вклад уральской столицы в ВВП - почти три процента, в человеческий капитал - около одного процента (1,5 миллиона проживает в Екатеринбурге и еще 400 тысяч - в восьми муниципалитетах в радиусе 100 километров). Неслучайно ее выбрали в качестве одной из двух пилотных территорий для апробации долгосрочных планов развития (ДПР) агломераций. По мнению заместителя министра экономического развития РФ Дмитрия Вахрукова, приоритет в этой сфере - снятие инфраструктурных ограничений. От качества территориального планирования зависит и выбор инвесторов, и среда для жизни.

Вклад уральской столицы в ВВП - почти три процента, в человеческий капитал - около одного процента. Неслучайно ее выбрали для апробации долгосрочного плана развития агломерации

В 2022 году генплан совместили с правилами землепользования и застройки, картой территориальных зон, а сроки согласования сократили с трех месяцев до одного - теперь в рамках одного документа можно и стратегические вопросы решать, и оперативным управлением заниматься. В 2023-м появилась возможность составлять генплан уже для нескольких городов. Когда утверждали генплан Екатеринбурга до 2045 года, развитие города оценивали именно в составе агломерации. По расчетам специалистов, потенциал объединенной территории - 80 миллионов квадратных метров жилья за 20 лет и 188 тысяч новых рабочих мест.

Ворота на Восток

В частности, 2000 свердловчан трудоустроят в транспортно-логистические грузовые терминалы, которые создаются в рамках проекта "Сухой порт". Первую очередь открыли 1 ноября 2022 года: ТЛЦ "Уральский" расположен рядом со станцией "Аппаратная" и городом Березовским и занимает более 130 гектаров. Вторую очередь, 211 гектаров, планируют построить к 2027 году "Трансконтейнер" и СвЖД на станции "Сидельниково" в Сысертском районе. С учетом того что в Екатеринбурге уже есть два контейнерных терминала близ аэропорта Кольцово, а также грузовой двор "Станция Гипсовая", мегаполис превратится в крупнейший интермодальный транспортно-логистический хаб страны.

В пользу уральцев сыграло не только удачное географическое расположение посередине страны на Транссибе, но и то, что Екатеринбург занимает четвертое место в стране по обороту розницы и пятое - по опту. "Сухой порт" обеспечит до 20 процентов экономики агломерации и простимулирует рост промышленного производства, а Свердловскую область в целом превратит в грузовые ворота на Восток и Глобальный Юг.

Именно синергетический эффект объединения, когда ядро не высасывает все ресурсы с периферии, а дает ей возможность развиваться с учетом специализации, отмечали многие участники форума. Так, вынос промплощадок из центра Екатеринбурга снизил долю занятых в промышленности в мегаполисе до 18 процентов, зато в первом поясе (Березовский, Арамиль, Верхняя Пышма, Среднеуральск) она выросла до 24-44 процентов. Кроме того, во всех этих городах в 2022 году наблюдался приток населения и увеличение ввода жилья.

В часе пути

Не меньшее значение для агломерации имеет создание единого рельсового пассажирского каркаса, увеличивающего мобильность населения. В конце прошлого года впервые в России запустили межмуниципальный трамвай, связавший Екатеринбург с Верхней Пышмой, сегодня в проработке находится проект наземного метро. Первые документы по его реализации могут быть подписаны в 2024 году.

- В пилотном режиме пассажиров уже возят по 15 маршрутам на комфортных "Ласточках" как внутри города, так и в границах агломерации, - отмечает глава Екатеринбурга Алексей Орлов. - Более того, вместе с РЖД и правительством региона принято решение установить единый тариф на все виды муниципального транспорта, что позволит сформировать сквозные маршруты. Мы пока занимаемся благоустройством пересадочных узлов. Безусловно, один из приоритетов - строительство станции в Новокольцовском микрорайоне, где возводится кампус УрФУ. Проект поддерживают и власти области, и руководство РЖД. Мы верим, что он будет успешным.

Гораздо более близкие перспективы у скоростной магистрали М-12, которая уже соединила Москву и Казань, на следующий год дотянется до Екатеринбурга, а затем и до Челябинска и Тюмени. Во-первых, это значительно облегчит обмен трудовыми ресурсами в границах УрФО, упростит студенческую и научную миграцию, удешевит туризм и торговлю. Во-вторых, возникнет уникальная ситуация, когда из одного крупного города (Пермь, Екатеринбург, Челябинск, Тюмень) в другой можно будет добраться всего за 1-2 часа, преодолев 200-300 километров, что позволит создать агломерацию численностью более 2,5 миллиона человек и вполне конкурировать с петербургской по вкладу в ВВП.

Советы неравнодушных

Сегодня в Екатеринбурге рекордно низкий показатель безработицы - 0,3 процента, на каждого соискателя приходится 10 вакансий. Чтобы новые люди захотели приехать в город, здесь должен быть хороший выбор жилья, конкурентная зарплата и комфортная среда. Со всеми составляющими мэрия работает планомерно: ежегодный ввод квадратных метров составляет 1,5 миллиона, средний доход екатеринбуржцев в 2023 году превысил 80 тысяч рублей. К 300-летнему юбилею уральской столицы по инициативе бизнеса реконструированы участки набережной, установлен светомузыкальный фонтан на Плотинке и т. д. К международному фестивалю студенческого спорта открылись академия волейбола, центр художественной гимнастики, дворцы дзюдо и водных видов спорта. Идет обновление парка общественного транспорта и очистных сооружений.

- Межсекторное взаимодействие - важный фактор развития территорий, от этого зависит социальный мир и экономическое благополучие, - считает Алексей Орлов. - Сегодня у нас действуют экспертные советы по разным темам, в том числе так называемый совет неравнодушных: прежде чем принять какое-то решение по благоустройству, которое может иметь резонанс, советуемся с его участниками. Также существует совет директоров предприятий города: в пандемию именно меценаты помогли модернизировать парк машин скорой помощи.

Одним из факторов, сдерживающих развитие агломераций, является отсутствие самого термина в федеральном законодательстве, как и критериев оценки эффективности таких объединений. Именно поэтому ЦСР вместе с минэкономразвития подготовили методические рекомендации, как создавать планы долгосрочного развития для подобных территорий.

Кроме того, возникает проблема из-за пересечения городских и сельских поселений. К примеру, Сысертский район - сельский по сути, но входит в Екатеринбургскую агломерацию, и в нем реализуется много проектов. На необходимость навести порядок и разделить в новом федеральном законе об организации публичной власти в субъектах РФ город, село и рабочий поселок обратил внимание Алексей Диденко, председатель комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению. Его коллега, председатель комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников уточнил: на законопроект, принятый в первом чтении в начале 2022 года, в силу его высокой значимости получены 744 официальные поправки. Сейчас над ними ведется работа. Есть надежда, что закон все-таки примут в осеннюю сессию, а вводить в действие собираются постепенно, в течение 2-3 лет.

Мнение

Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области:

- Я рад, что Екатеринбург стал площадкой для обсуждения такого важного направления, как развитие городов. У нас в регионе две агломерации - екатеринбургская и нижнетагильская. Это накладывает обязанность принимать управленческие решения, рассматривая их через призму общей стратегии. В муниципалитетах есть заинтересованные команды, между городами подписаны соглашения, есть четкое понимание, что надо развивать совместно, и как делить полномочия.