Правительство вернулось к большому проекту строительства Северо-Сибирской магистрали
Правительство России вернулось к большому проекту строительства Северо-Сибирской магистрали, который должен решить множество задач железнодорожной логистики. По итогам совещания с участием членов правительства в августе, президент поручил правительству вместе с властями Кузбасса, РАН и ОАО РЖД до 1 марта 2024 года представить доклад о Севсибе.
Пока маршрут не установлен, но, судя по высказываниям высших должностных лиц страны и регионов, уже есть предварительные проекты, позволяющие предположить, что речь идет не только о ранее предполагаемом строительстве участка Нижневартовск – Белый Яр – Усть-Илимск для обслуживания промышленной зоны Нижнего Приангарья и создания альтернативного маршрута для части участков БАМа и Транссиба, но и о более крупном проекте, который соединит Сибирь с ее северными портами и Китаем.
Как пишет «Бизнес Журнал.Урал», вице-губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Азат Ислаев, ответственный за строительство и транспорт в регионе, отметил, что планируемая дорога обязательно пройдет через этот автономный округ.
«Наша цель – создать железнодорожный маршрут, соединяющий северные порты с Центральной Россией. И вне зависимости от выбора конкретного маршрута, он обязательно пройдет через Югру. На данный момент мы не видим других разумных вариантов маршрутизации», – сказал вице-губернатор.
Северо-Сибирская железнодорожная магистраль (Севсиб) — планируемая с начала 80-х годов прошлого века стратегическая железная дорога длиной около 2 тысяч километров, которая должна соединить железнодорожную сеть Ханты-Мансийского автономного округа — Югры с Байкало-Амурской магистралью. В нынешней концепции магистрали есть варианты её выхода к порту Сабетта (ЯНАО) и стыковка с еще не построенным Северным широтным ходом, еще одним неосуществленным проектом.
Как отмечает «Коммерсантъ», по мнению президента Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павла Иванкина, проект вертикального хода является неотъемлемым и востребованным для региона Дальнего Востока, поскольку сможет значительно снизить экономическую нагрузку на эту территорию, а потенциальной грузовой базой всегда будет обладать. Оценивается, что стоимость строительства такого пути составит от 22 до 24 триллионов рублей, не включая затраты на сложную геологию: создание тоннелей и других искусственных сооружений может поднять общую сумму до 50 триллионов рублей. Однако, при наличии политической воли проект можно реализовать начиная с 2030 года и уже к 2040 году запустить Севсиб. Если маршрут будет продлен до Сабетты, то в дальнейшем будет возможно расширение дорог вдоль побережья по маршрутам 501/503 до достижения города Певек.
Ранее ИА «Уральский меридиан» рассказывало об истории Северного широтного хода – железнодорожной магистрали, которую с середины прошлого века так и не могут построить.