Союзный договор между Беларусью и Россией был подписан 24 года назад. Что сделано?

Договор о создании Союзного государства России и Беларуси был подписан 8 декабря 1999 года в Москве президентами Борисом Ельциным и Александром Лукашенко. Он вступил в силу 26 января 2000 года после ратификации парламентами двух стран и является бессрочным. Для реализации положений союзного договора в этот же день была принята совместная программа действий. Оба этих документа практически открыли путь для выхода на качественно новый уровень единения двух братских стран и народов. Они определили и конечную цель интеграции Беларуси и России - создание Союзного государства. И кстати, именно в них впервые появилось само название этого формата.

Союзный договор между Беларусью и Россией был подписан 24 года назад. Что сделано?
© Российская Газета

Согласно договору, процесс интеграции в рамках союза предполагает формирование единого экономического пространства, общей валюты, объединения энергетических систем, согласование торговой и таможенно-тарифной политики, создание единой правовой системы и прочее. При этом в договоре подчеркивается, что достижение этих целей должно осуществляться поэтапно с учетом приоритета решения экономических и социальных задач.

Что же удалось сделать за эти годы, какие задачи еще предстоит решить и все ли из задуманного получилось? Эти вопросы стояли на повестке дня прошедшего в Москве заседания Совета Министров Союзного государства. На нем своим видением процессов и результатов интеграции поделились оба премьера.

За период действия договора реализованы 82 союзные программы на сумму 56,7 млрд рублей

Глава российского правительства Михаил Мишустин обратил внимание на то, что за минувшие годы выполнено практически 90 процентов из более чем 990 согласованных мероприятий. Заложена основа для проведения единой макроэкономической, промышленной и аграрной политики, формирования общего транспортного рынка, правил конкуренции, правового пространства для бизнеса и наших граждан, обеспечения равных возможностей для потребителей.

И вот конкретные примеры: введены в эксплуатацию пять информационных систем, которые позволяют отслеживать движение автомобилей, товаров. Создан и функционирует Межгосударственный таможенный центр, который обеспечивает бесшовное взаимодействие профильных служб России и Беларуси. Практически все готово к запуску наднационального налогового комитета, который будет контролировать, к примеру, передачу сведений о налогоплательщиках в интегрированную платформу администрирования косвенных налогов.

Премьер подчеркнул, что налицо конкретные результаты от интеграции в рамках Союзного государства. К примеру, заметно укрепляется экономическое партнерство, что особенно значимо на фоне введенных незаконных санкций против наших стран. В перспективе (после полной реализации всех союзных программ) совокупный положительный эффект для белорусской экономики составит 120 млрд российских рублей ежегодно. А это, в свою очередь, обеспечит дополнительный рост валового внутреннего продукта республики примерно на два процентных пункта.

Михаил Мишустин особо отметил важность того, что все интеграционные решения направлены на достижение технологической независимости. И напомнил, что год назад было подписано соглашение о выделении Беларуси кредита в сумме 105 млрд российских рублей на реализацию совместных инвестиционных проектов. Они востребованы в промышленности, энергетике, транспортной сфере, лесозаготовительной отрасли, микроэлектронике и авиастроении, сфере информационных технологий.

Ощутимый эффект, по мнению премьера РФ, приносит и сотрудничество двух стран в области энергетики. Так, 1 ноября был подписан акт приемки второго блока Белорусской атомной электростанции. По сути, это самый крупный совместный российско-белорусский проект, рассчитанный на стратегическую перспективу. Михаил Мишустин подчеркнул: "Станция уже действует в штатном режиме. Выработано более 20 млрд кВт∙ч энергии. Ядерная и радиационная безопасность обеспечена в соответствии с самыми высокими стандартами. Россия продолжит оказывать необходимое содействие в эксплуатации и поставках топлива".

Но Россия и Беларусь сотрудничают не только в экономической сфере - наши народы объединяют культурные, духовные, нравственные ценности. Премьер РФ напомнил, что российскими ведомствами отобраны и представлены более 30 перспективных предложений по наращиванию связей в области науки, культуры, образования, здравоохранения: "И теперь важно воплотить в жизнь все намеченные планы на благо наших граждан".

Существует и еще одно стратегически важное направление сотрудничества - межрегиональное. Михаил Мишустин напомнил, что торгово-экономические связи с Беларусью налажены уже у более чем восьмидесяти российских субъектов, а около 4,5 тысячи российских компаний заключили контракты с белорусскими партнерами на сумму свыше 100 млрд российских рублей.

Что касается перспектив, то, по словам главы российского кабинета министров, в ближайшие три года (2024-2026 гг.) в рамках реализации положений Договора о создании Союзного государства предстоит решить серьезные задачи по проведению согласованной макроэкономической, налоговой, промышленной и аграрной политики, расширению сотрудничества в таможенной сфере, созданию общего финансового рынка и объединенных энергетических рынков, наращиванию взаимодействия во многих других секторах.

"В конечном счете, - резюмировал Михаил Мишустин, - такая работа должна способствовать повышению качества жизни граждан, открыть дополнительные возможности для предпринимателей наших стран".

Глава белорусского правительства Роман Головченко, взяв слово, также подробно и глубоко проанализировал ход белорусско-российского стратегического сотрудничества в рамках Союзного договора.

По итогам заседания Совет министров утвердил ряд стратегических документов. Фото: Сергей Куксин

Он отметил, что сегодня активно создаются совместные сборочные производства. Так, только в текущем году они появились в Краснодарском крае, Новосибирской области и в Татарстане. К примеру, в Краснодарском крае начата сборка комбайнов, зерновозов на базе шасси Минского автомобильного завода. Стартовало строительство мультибрендового торгово-сервисного центра Belarus по продаже, обслуживанию и ремонту белорусской техники. Расширяются сети магазинов, реализующих в России белорусскую одежду, обувь, мебель, продукты питания. А в Башкортостане открыт новый завод по выпуску зерносушильных комплексов с участием белорусского производителя.

Не менее активными темпами растет и присутствие российского бизнеса в Беларуси. Самый свежий пример - прошедший в октябре в Могилеве международный инвестиционный форум по импортозамещению "Сделано в России". Роман Головченко привел конкретные цифры: за первое полугодие 2023 года объем российских инвестиций, вложенных в реальный сектор белорусской экономики, вырос на треть по отношению к прошлому году и составил более 60% всех иностранных инвестиций.

"В контексте программ импортозамещения российские компании активно размещают заказы по изготовлению комплектующих, узлов, агрегатов и конечной продукции на белорусских предприятиях, - уточнил премьер Беларуси. - В целом, принятые меры позволили заместить потери выпадающего экспорта Беларуси в недружественные страны более чем на 80%".

Упомянул Роман Головченко и двадцать восемь союзных программ, реализация которых приносит, на его взгляд, совершенно конкретные приземленные экономические плоды. Так, к примеру, выработано единое правило доступа к госзакупкам, единое правило конкуренции, противодействия недобросовестным практикам, обеспечено свободное перемещение товаров, работ и услуг. Сформированы условия работы на транспортном рынке и рынке связи. Завершена работа по интеграции информационных систем прослеживаемости товаров, транспортного контроля, ветеринарного и фитосанитарного контроля.

Что касается задач на ближайшую перспективу, то белорусский премьер напомнил: экспертами подготовлен проект новых Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на три предстоящих года. Документ направлен на дальнейшее сближение правовой базы сторон, обеспечение функционирования объединенных энергетических рынков и объединенной транспортной системы Союзного государства, проведение единой промышленной политики, согласованной аграрной политики, согласованной налоговой политики, формирование единого научно-технологического, общего информационного пространства, а также обеспечение равных прав граждан Союзного государства в социальной сфере.

Предстоит решить комплекс задач по созданию единого IT-ландшафта Союзного государства

"Необходимо максимально оперативно обеспечить реальную, осязаемую интеграцию промышленных политик двух стран, - резюмировал Роман Головченко. - Полностью сделать безбарьерным взаимный доступ к закупкам и субсидиям. Согласовать единые меры защиты внутреннего рынка Союзного государства, что обеспечит стремительное расширение кооперационных связей и дальнейший рост выпуска совместной продукции с высокой долей локализации производства. В этой работе нужно ставить амбициозные цели. Самые сложные этапы, считаю, мы уже прошли. Прошли достойно. Далее необходимо принимать системные меры по повышению технологической независимости - создавать собственные технологии, которые бы превосходили иностранные".

В частности, двум странам предстоит решить комплекс задач по созданию единого IT-ландшафта Союзного государства, приоритетному использованию собственных научно-технических разработок и продвижению отечественного софта.

В ближайшей перспективе, и это сразу почувствуют граждане Союзного государства, - связать города-миллионники России и столицу Беларуси прямыми авиарейсами.

По итогам заседания Совет министров утвердил ряд стратегических документов, касающихся дальнейшей интеграции. Среди них - Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024-2026 годы и Стратегия научно-технологического развития Союзного государства на период до 2035 года.

Прямая речь

Дмитрий Мезенцев, Государственный секретарь Союзного государства:

- Союзное государство и практика отношений Беларуси и России - это удивительно реалистичный баланс сочетания национальных интересов, политических задач, экономических практик и той системы отношений, которая сложилась в гуманитарно-культурно-образовательном пространстве.