Заблаговременное планирование закупок подвижного состава – инструмент по недопущению дефицита

В рамках прошедшей конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» Исполнительный директор Союза «Объединение вагоностроителей» отметил работу вагоностроителей в 2023 году, выразившуюся в росте объемов производства, а также отметил, что предпринимаемые частью игроков рынка шаги по возврату продления назначенного срока службы и допуска импортной продукции на инфраструктуру ОАО «РЖД» в существующих условиях не только не помогут решить проблему дефицита, но и серьезно повлияют на работу собственной промышленности.

Что касается предложений по продлению назначенного срока службы, то тут Евгений Семенов подчеркнул принципиальную нежизнеспособность такого способа, поскольку ПТЭ России напрямую запрещает включать в состав поезда груженые грузовые вагоны, в отношении которых после 01 января 2016 года выполнены работы по продлению назначенного срока службы. При этом, отмечено, что ПТЭ оговаривает и перечень исключений, в отношении которого продление назначенного срока службы допускается. В этот перечень входят: узкоспециализированные цистерны, рефрижераторные вагоны и платформы для колесной и гусеничной техники.

Решение проблемы дефицита подвижного состава путем закупки импортных вагонов также нецелесообразно, поскольку такая работа сопряжена со значительными временными и финансовыми трудностями, связанными с необходимостью разработки комплекта конструкторской документации и получения сертификатов соответствия требованиям ТР ТС 001/2011 на грузовой вагон и его составные части, подпадающие под техническое регулирование. Так, по оценкам экспертов, период от разработки конструкторской документации до получения сертификата займет не менее 3-х лет, а к моменту завершения всех необходимых этапов – проблема дефицита уже не будет актуальной.

Таким образом предлагаемые шаги по возврату продления назначенного срока службы и допуска импортной продукции либо нежизнеспособны, либо только усугубят ситуацию с профицитом парка вагонов на сети, ухудшив провозные способности и увеличив оборачиваемость подвижного состава.

В качестве инструмента для недопущения дефицита Евгений Семенов предложил обратить внимание операторского сообщества на необходимость заблаговременного планирования закупок подвижного состава. В качестве ориентира можно взять работу ОАО «РЖД» и производителей тягового подвижного состава в рамках заключенных долгосрочных договоров. При такой организации процесса в грузовом вагоностроении в плюсе остаются все: собственники гарантированно получают вагон в установленные сроки; вагоностроители – возможность инвестировать в производства и исполнять заказы.