Почему продукцию сибирских фермеров неохотно продают в обычных магазинах

Найти фермерскую продукцию сейчас не проблема - она представлена в торговых сетях, фирменных магазинах и лавках, на специализированных сайтах, в мобильных приложениях. Можно подписаться на телеграм-канал сельхозпроизводителя, чтобы оперативно узнавать, где продаются самые свежие продукты и быть в курсе того, что происходит в хозяйстве. Однако взаимные претензии мешают фермерам шире представить свои товары на торговых полках магазинов.

Почему продукцию сибирских фермеров неохотно продают в обычных магазинах
© Российская Газета

Новосибирский фермер Валерий Пятков рассказывает своим подписчикам, как прошел его день. Например: "Настала пора низких температур, поэтому в холодные дни нужно кормить животных чаще. Ну а мы, помимо этого, балуем их различными вкусняшками".

- Я избрал наиболее комфортный для себя и своих покупателей формат доставки продукции - через сообщения в мессенджере. В свое время я пробовал взаимодействовать с одной из крупных федеральных торговых сетей, магазины которой открыты в Новосибирске. У нее есть фермерский центр, куда можно сдавать свою продукцию, - делится опытом Валерий Пятков. - Для этого оформил сертификат. За документы пришлось заплатить полмиллиона рублей. Но дальше дело не пошло. От нас требовали оценить килограмм продукции по себестоимости не выше трехсот рублей.

Но не может продукт из настоящего молока или мяса столько стоить. Недоговоренности и желание сетей накрутить цены не позволило нам зайти в супермаркеты.

Валерий Пятков решил не терять время и ресурсы на решение этой проблемы, а накормить, как он говорит, пусть не весь город, а хотя бы сто семей. В жилмассивы, в которых проживают его подписчики, предприниматель приезжает регулярно.

- Когда я вижу на полках магазина под видом фермерского сыра продукцию по цене шестьсот рублей за килограмм, то не верю своим глазам. Качественный сыр не может столько стоить, - отметила основатель ремесленной сыроварни Людмила Степанова.

Пройдя путь "от кастрюльки до лучшего сыра Сибири", предпринимательница по собственному опыту знает, что работать с крупными торговыми сетями сложно, поэтому отказалась от этой идеи в пользу интернет-заказов, доставки и небольшого гастрономического бутика.

- У нас семейное производство, на котором мы перерабатываем ежемесячно семь тысяч литров молока, выпускаем более тридцати видов сыра. Наша продукция недешевая, и вряд ли ее купят посетители супермаркета, где можно найти сыры гораздо дешевле. Наш сыр для любителей, гурманов. Его нужно дегустировать, прежде чем покупать, выбирать по вкусу. Такой формат продаж сложно организовать в магазинах у дома или маркетах. Поэтому мы решили открыть гастробутик, - говорит Людмила Степанова.

По ее словам, торговым сетям необходимо обеспечить регулярность и объемы поставок, стабильное качество продукции. Небольшому предприятию это сложно сделать, ведь некоторые виды сыра зреют месяцами, годами, да к тому же продукт "живой". Плюс иногда захотел получить один вид сыра, но вышел другой - пусть ничуть не хуже, а порой и лучше, однако крупной сети это не объяснишь.

- Фермерская продукция позиционируется как натуральный продукт, без добавок, красителей, химикатов. То есть это практически премиум-сегмент, который в принципе не может быть дешевым. Если премиум-товар делают крупные предприятия, то они за счет больших объемов могут сдержать затраты на производство. Мы ориентированы на массового покупателя, поэтому средняя доходность по фермерской продукции не превышает трех-семи процентов. Чтобы привлечь производителей к участию в нашем фермерском проекте, мы сделали упрощенный договор. Думаете, к нам очереди из фермеров выстроились? - говорит директор департамента по категорийному менеджменту Сибирского округа розничной сети "Магнит" Илья Ахмеджанов. - Есть миф, что в стране много фермеров: если к таковым относить фермы либо микропредприятия с годовым оборотом не более восьмисот миллионов рублей, то их несколько тысяч. Основная часть занимается выпуском масла и зерновой продукции. Остается десять-двадцать процентов от общего числа, которые производят другие продукты питания. В Сибири мы проехали все города, обошли центральные и районные рынки в поисках фермеров. Изучая происхождение продукции, обнаруживали, что в начале цепочки часто стоят крупные известные производители, российские и зарубежные. Так что фермерская история оказалась для нас непростой.

На прошедшем в Новосибирске X Сибирском форуме "Ретейл будущего" эксперт рассказал, что при запуске пилотного проекта в Тульской области сотрудникам компании приходилось ездить по деревням и уговаривать сельхозпроизводителей попробовать работать с магазинами. В ответ они слышали: "С вами сложно, нужны сертификаты на продукцию, маркировка товаров, хотим за товар получать наличные, не хотим заниматься документооборотом, не желаем фасовать и упаковывать продукцию, так как это дополнительные издержки, боимся штрафных санкций".

И так далее. Например, начали работать с фермером, который выращивает картофель. Так он искренне не понимал, почему сеть сразу не может забрать у него весь урожай. А отдать продукцию на фитосанитарный контроль? А откалибровать? Об этом никто не задумывается.

Таким образом, основная проблема фермеров, в отличие от крупных производителей, - нежелание проработки всех этапов пищевой безопасности. Это требует кропотливого труда в выстраивании процессов, чем иногда малые производители пренебрегают.

Проект "Фермерство" компания все-таки запустила, сейчас есть пул производителей, которые поняли, что с торговыми сетями можно иметь дело. Но в целом фермерство, малые производители страдают инертностью, отмечает эксперт. А должно быть взаимное желание.

При поддержке минсельхоза Новосибирской области сначала в онлайн-формате, а затем в формате shop-in-shop ("магазин в магазине") реализуется проект "Фермерский островок". Пока в Новосибирске работает один магазин. Проект "Корпорации МСП" позволяет небольшим сельхозпредприятиям организовать совместные продажи. Центр компетенций в сфере сельхозкооперации и поддержки фермеров Новосибирской области и Агентство инвестиционного развития региона консультируют и оказывают помощь в подготовке документов.

Еще один вопрос, которым задались участники сибирского форума: готов ли покупатель отдавать предпочтение фермерской продукции, заинтересован ли в ней, или это тоже миф? Как известно, натуральная колбаса будет иметь непрезентабельный серый цвет, а вкус будет не столь ярко выражен. К хорошему вкусу и качественной натуральной продукции покупателей нужно приучать, отметили участники форума.

Между тем

Продукция региональных фермеров представляет интерес для рестораторов, утверждает амбассадор по Сибирскому федеральному округу Российской ассоциации шеф-поваров Chefs Team Russia, основатель проекта "#Шефифермер" Юлия Литвиненко.

- Речь идет и о борщевом наборе, и обо всех видах ремесленной продукции - сыры, колбасы, мясные продукты и многое другое. Я говорю не только о ресторанах, но и об оздоровительных комплексах Новосибирской области. Они пользуются большой популярностью среди гостей региона и также нуждаются в налаженной цепочке поставщиков, - отметила Юлия Литвиненко.