Войти в почту

Беднейшие страны погрязли в долгах на $3,5 трлн

На рубежных рынках, к которым относятся 42 страны Африки, Азии и Латинской Америки, назревает долговой кризис: страны, десятилетиями бравшие в долг у США и Китая, не могут расплатиться из-за высоких ставок и экономят на всем, включая здравоохранение и образование, пишет Bloomberg.

Беднейшие страны погрязли в долгах на $3,5 трлн
© Frank Media

По данным издания, в 2024 году «страны с пограничной экономикой» (также известные как «рубежные рынки»), должны будут выплатить около $200 млрд долларов по облигациям и другим кредитам. При этом облигации, выпущенные Боливией, Эфиопией, Тунисом и десятком других стран, либо уже находятся в дефолте, либо торгуются на уровне, позволяющем инвесторам предположить его вероятность.

Ситуация особенно серьезна, поскольку у этих стран небольшие внутренние рынки, и они вынуждены обращаться к мировым кредиторам за деньгами, чтобы потратить их на больницы, дороги, школы и другие социально-значимые области. Поскольку Федеральная резервная система США обещает еще долго держать процентные ставки на высоком уровне, некогда оживленный рынок долговых обязательств этих стран увядает. «Ставки в мире становятся все выше, и стимулов для инвестиций в эти рынки становится все меньше, когда вы можете получить 4% или 5% от казначейских облигаций США», — поясняет управляющий директор Института международных финансов Соня Гиббс.

Самое неудачное время для заимствований

Надвигающийся долговой кризис был вызван целым рядом глобальных потрясений, пишет Bloomberg. Во время пандемии Covid-19 развитые страны легко раздавали кредиты бедным государствам на поддержку их экономик под высокие проценты. Однако затем бедные страны столкнулись с ростом стоимости импорта продовольствия, который последовал за вооруженным конфликтом между Россией и Украиной, все это сочеталось с глобальным всплеском инфляции. «Вряд ли можно было выбрать более неудачное время для заимствований», — отмечает Bloomberg. Долг 42 стран, которые Институт международных финансов относит к «рубежным рынкам», в 2023 году достиг рекордных $3,5 трлн (включая государственные, корпоративные и розничные займы) – это два раза больше, чем десять лет назад.

Теперь же рост процентных ставок и инфляции повысил риски на всех рубежных рынках. Ноты Боливии потеряли более трети своей стоимости в 2023 году, а долговые бумаги Эквадора также подешевели в два раза. По данным Bloomberg, на этой неделе Эфиопия заявила, что пропустит процентный платеж, который должен был состояться в понедельник, 11 декабря, из-за «неустойчивого положения страны». Как и другие страны, это государство оказалось фактически лишенным доступа на рынки. Фактически, ни одна страна Африки к югу от Сахары не выпускала еврооблигации с апреля 2022 года, говорится в октябрьском прогнозе МВФ.

Страшная экономия

Чтобы сохранить платежеспособность, правительства многих стран, попавших в долговую ловушку, сокращают расходы, поскольку выплаты по долгам поглощают их бюджеты. По данным ООН, около 3,3 миллиардов человек — примерно половина населения планеты — живут в странах, которые тратят на обслуживание долгов больше, чем на образование и здравоохранение. Нередко это приводит к политическим потрясениям, как, например, в Габоне, где президент Али Бонго Ондимба был свергнут в результате переворота в августе. Некоторые страны также вынуждены занимать еще больше, чтобы обеспечить выплаты по старым ссудам. Так, в частности, выплаты Нигерии в 2022 году, эквивалентные $7,5 млрд долларов, превышали ее доходы на $900 млн долларов: другими словами, она занимала все больше, чтобы продолжать платить по существующим кредитам, пишет Bloomberg.

По данным общественной организации BudgIT, базирующейся в Лагосе, Нигерия — самая густонаселенная страна в Африке — тратит на здравоохранение меньше средств в процентном отношении, чем десять лет назад. Уровень материнской смертности в стране — 1 047 на 100 000 живорождений — один из худших в мире, более чем в 30 раз выше, чем в США. Одна из основных причин смерти женщин — поздняя диагностика преэклампсии, осложнения беременности, характеризующегося высоким кровяным давлением и повреждением почек.

Детская медсестра из Лагоса на условиях анонимности рассказала Bloomberg, что одновременно ухаживает за 20 новорожденными, что в пять раз больше, чем рекомендуется. Больницам критически не хватает персонала, младенцы умирают из-за отсутствия кислорода, электроэнергии и топлива для резервных генераторов, поделилась она. Врач Жан Адомфех из Ганы вспоминает, как мать пришла в клинику с трехлетним ребенком, который был настолько истощен, что весил примерно столько же, сколько здоровый годовалый малыш. Тем не менее, женщина ушла с пустыми руками – только с напутствием подождать следующей поставки медикаментов. Аналогичным образом Пакистан тратит на выплату процентов в восемь раз больше, чем на здравоохранение (около $28 млрд долларов в год), из-за этого правительство не может позволить себе машины скорой помощи. В полном упадке находятся больницы в Гондурасе – зданиям насчитывается по 50-80 лет. Потолки в больницах обваливаются, протекает вода, повреждены стены, кроме того, завелись грызуны, говорится в исследовании Национального совета по борьбе с коррупцией, проведенном в 2022 году неправительственной организацией.

Соблазнительные проценты

Термин «рубежные рынки» был придуман в 1990-х годах экономистом Фариде Хамбата, которой пришла идея выделить беднейшие страны из более широкой категории развивающихся рынков, в которую входят более богатые государства, такие как Индия и Мексика. В 2007 году Standard & Poor’s запустил свой индекс Select Frontier Index, состоящий из 30 акций компаний из таких стран, как Пакистан, Панама и Объединенные Арабские Эмираты. Идея была в том, что предоставить инвесторам доступ к быстрорастущим компаниям и обеспечить доходность, которая была намного выше, чем на других рынках. Первые доходы индекса отражали нестабильность рынков. В 2007 году он вырос на 18 %, а в следующем году упал на 62 %, свидетельствуют данные Bloomberg. За последние 10 лет средний годовой доход индекса составил почти 7 % по сравнению с 12 % для S&P 500. Тем не менее, Deutsche Bank, Bank of New York Mellon и BlackRock последовали за Standard & Poor’s, выпустив собственные индексы и биржевые фонды.

К 2010-м годам инвесторы, в погоне за более высокодоходными бумагами, начали проявлять значительный интерес к облигациям «рубежных стран». Эти страны могли быть бедными, но у них было низкое отношение долга к ВВП, что является стандартным показателем финансового состояния страны. Викрам Пандит, который тогда занимал пост главного исполнительного директора Citigroup и генеральный директор JPMorgan Джейми Даймон совершили поездку по Африке в 2010 году, от которой оба были в восторге. Даймон, к примеру, сказал, что был «невероятно впечатлен» возможностями континента после посещения Южной Африки вместе с бывшим премьер-министром Великобритании Тони Блэром, советником банка.

В начале 2011 Нигерия выпустила еврооблигации на $500 млн, спрос на которые со стороны покупателей из Европы, США, Азии и Африки превысил в два раза. Доходность облигаций составила 7 %, что примерно на 3,5 процентных пункта выше, чем у аналогичных казначейских облигаций США в то время. В течение следующего десятилетия африканские страны занимали все больше и больше. По данным One, благотворительной организации по борьбе с бедностью, основанной певцом U2 Боно, долг организации вырос на 250 %, до $645 млрд долларов. Сейчас она добивается освобождения от уплаты долга.

По данным Bloomberg, «рубежные страны» также находятся в долгу перед Китаем. Поднебесная одолжила им десятки миллиардов долларов, часто через двусторонние сделки или государственные банки, которые предоставляли кредиты на инфраструктурные проекты.

Китай все чаще конкурирует в предоставлении помощи бедным странам с такими кредиторами как Международный валютный фонд. По состоянию на конец 2021 года Китай предоставил 128 «кредитов спасения» на сумму $240 млрд долларов, говорится в исследовании, основанном на статистике AidData. Десятилетием ранее такие кредиты от Китая были редкостью, говорится в исследовании.