Цены на нефть снижаются, и Россия увеличивает ее экспорт

Россия в декабре резко увеличила морской экспорт нефти. По данным Bloomberg, поставки выросли до 3,76 млн баррелей в сутки (б/с), что на 0,9 млн б/с больше, чем в последнюю неделю ноября. На этом фоне кажется странным, что в двенадцатом пакете санкций ЕС не будет запрета на продажу России танкеров для перевозки нефти.

Цены на нефть снижаются, и Россия увеличивает ее экспорт
© Российская Газета

Когда эта мера только анонсировалась, ее преподносили чуть ли не как основную в очередном пакете санкций. А в результате даже борьба за внесение этого пункта в новый пакет санкций вышла какой-то вялой, без огонька.

Дело совсем не в том, что ЕС устал от санкций и решил сменить вектор отношений с нашей страной. Просто изменилась конъюнктура рынка, а времена, когда Европа бездумно вводила ограничения против России, подчас сильно в ущерб своим интересам, прошли. С конца ноября котировки барреля снизились на 15%, опустившись ниже 73 долл. за баррель впервые с июня этого года. С учетом дисконта на нашу нефть ее стоимость в результате приблизилась к уровню price cap (потолка цен) - 60 долл. за баррель. Ситуацию с дисконтом усугубили точечные санкции США против нескольких судов и компаний, не соблюдавших требования потолка цен. Скидки на нашу нефть Urals, отправляемую из портов Балтики и Черного моря, выросли, в ноябре увеличились относительно минимума в октябре (чуть менее 10 долл. за баррель).

Рост экспорта нефти уменьшает негативный эффект для нашего бюджета от снижения цен на нее

Фактически сложившаяся ситуация идеальна для инициаторов санкций - ЕС и США, объемы нефти на рынке не сокращаются, а цена на нее падает. "Вместе с падением мировых цен на нефть снижаются экспортные доходы России от ее продажи, что в принципе является основной целью вводимых ограничений и потолка цен", - говорит аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.

Рост экспорта российской нефти сейчас должен нивелировать негативный эффект для нашего бюджета от снижения цен на нее. Едва ли в ЕС это не понимают, но здесь им приходится выбирать "меньшее из зол".

Как отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов, решение о запрете продажи танкеров могло бы переломить выгодный для Европы тренд. Вряд ли оно привело бы к реальному сокращению поставок из России, но дало бы повод биржевым спекулянтам играть на повышение. Сейчас Европе важно не делать резких движений, которые могли бы привести к новому витку роста цен. Ситуация очень неустойчивая - и с точки зрения баланса спроса-предложения, и с точки зрения "психологии рынка", поэтому любые "сигналы" со стороны производителей или потребителей могут качнуть чаши весов в ту или иную сторону", - говорит Андрианов. Но Европа продолжает играть в "нефтяные игры" с Россией, рассчитывая, вопреки собственным официальным запретам, получать наше сырье по серым схемам и относительно низким ценам.

Кроме того, как замечает Чернов, против запрета на продажу танкеров России проголосовал ряд средиземноморских стран, на территории которых работают крупные морские транспортные компании, так как они боятся потерять свою конкурентоспособность.

При этом многие судовладельцы подстраховались и просто убрали "с балансов" танкеры, перевели их в теневой флот и управляют с помощью дочерних компаний, зарегистрированных в других странах, уточняет консультант компании "Имплемента" Евгения Попова.

Эксперты считают, что такое выгодное для ЕС и США положение вещей с ценами на нефть сохранится недолго. По мнению Чернова, уже с 1 января 2024 года страны ОПЕК+ сократят уровни добычи "черного золота" на дополнительные 900 тыс. б/с, что приведет к снижению предложения на мировом рынке нефти. Поэтому в начале 2024 года можно ожидать роста мировых цен на нефть.

С точки зрения Андрианова, в перспективе восстановление спроса на нефть приведет к тому, что добыча за пределами ОПЕК+ будет неспособна удовлетворять растущие аппетиты, и поэтому регулирующая роль альянса в полной мере восстановится, что приведет и к очередному этапу повышения цен, к их возвращению в коридор 90-100 долл. за баррель.

Текущее снижение отражает лишь временные опасения рынка, вызванные прогнозами по повышению среднесуточной добычи в США и рисками, связанными с разногласиями внутри ОПЕК+, говорит Попова. Локально могут быть как понижательные, так и повышательные скачки. При сохранении договоренностей внутри ОПЕК+ на 2024 год цены останутся на текущем уровне, считает эксперт.