Средиземноморский логистический узел «развяжет» Севморпуть?

Алексей Тузов - Независимый эксперт транспортной отрасли . Уже более месяца вся мировая общественность наблюдает за вооруженным конфликтом на Ближнем Востоке. Помимо очевидных геополитических последствий, стоит обратить внимание на неизбежные экономические и логистические последствия этого конфликта, которые затрагивают не только страны Ближнего Востока, но и весь мир, включая Россию. Корабли в морском порту Дудинка. Арктический порт федерального значения на трассе Северного морского пути Дудинка — крупнейший в Сибири и самый северный международный морской порт в России. Светлана Шевченко / РИА Новости Аналитики утверждают, что на данный момент не стоит бояться повторения масштабного нефтяного кризиса 1973 года. Однако проблемы на Ближнем Востоке, особенно в контексте нынешнего вооруженного конфликта между Израилем и Палестиной, могут провоцировать рост цен на бензин по всему миру из-за логистических трудностей в поставках нефти. Парализация транспортировки нефти на Ближнем Востоке из-за военных действий может вызвать затруднения в поставках сырья для нефтеперерабатывающих предприятий по всему миру. Из-за перебоев в логистике и последующих проблем с поставками будут увеличены цены на перевозки и сами грузы. Суэцкий канал — бесшлюзовый судоходный канал в Египте, который соединяет Средиземное и Красное моря. Зона канала считается условной границей между двумя материками: Евразией и Африкой. Судоходная артерия обеспечивает примерно 12% мировой торговли, каждый день по нему проходят порядка 50 судов. Данный морской путь является нейтральным международным коридором, на который, по утверждениям администрации Суэцкого канала, не влияет политика или войны. Но, к сожалению, эти слова не могут обеспечить безопасность перевозок, находящихся в непосредственной близости от вооруженного конфликта Израиля и Палестины. Чтобы не подвергать дополнительным рискам свои грузоперевозки, Россия, кстати, рассматривает несколько альтернативных логистических решений для обеспечения поставок нефти и нефтехимии, чтобы обходить Суэцкий канал и Красное море. Например, Северный морской путь (Севморпуть). Этот маршрут, идущий вдоль северного побережья России, предоставляет кратчайший путь от Атлантического океана до Тихого, обеспечивая более эффективные поставки нефти в азиатские страны. Севморпуть на 40% короче транспортного маршрута через Суэцкий канал, за счет чего позволяет сократить не только время, но и расходы на топливо. Также Россия и Иран заключили соглашение о построении последнего участка Международного транспортного коридора «Север — Юг», что позволит осуществлять перевозки грузов по железной дороге от Санкт-Петербурга до Персидского залива без задержек. Данное развитие проекта существенно увеличивает возможность открытия альтернативного маршрута Суэцкому каналу. Однако не только нефтегазовый сектор сталкивается с проблемами. Сейчас правительство РФ планирует увеличить торгово-экономический оборот между Африкой и Россией, но экспорт грузов во многом зависит от построения грамотных логистических маршрутов. На данный момент Россия сотрудничает в основном со странами, имеющими порты на Средиземном море. Более 70% товарооборота России с Африканским континентом сегодня обеспечивают Египет, Алжир, Марокко, Тунис и ЮАР. Россия как поставщик продовольствия для африканского континента может столкнуться с угрозой нарушения логистики из-за военного конфликта Израиля и Палестины. Сложности в поставках могут привести к скачку цен на продовольствие в странах Африки, оказывая дополнительное давление на экономику континента. В сфере туризма также происходят изменения. Вооруженный конфликт влияет на восприятие Ближнего Востока как безопасного направления для отдыха, что негативно сказывается на туристической индустрии. Однако война Израиля и Палестины влияет не только на прямое снижение потока туристов. В Израиле, например, туристическая отрасль составляла 15% общего числа рабочих мест до вооруженного конфликта. Дополнительные отрицательные последствия для туризма будут связаны с разрушениями инфраструктуры на Ближнем Востоке, а также с уменьшением доходов от путешественников не только в Израиле, но и в таких странах, как Египет, Иордания и Ливан. Туристы обеспокоены по поводу собственной безопасности, так как данные страны являются соседями Израиля и Палестины. Нынешний конфликт не только создает проблемы для региональных игроков, но и оказывает комплексное воздействие на мировую экономику с особым учетом экономических и логистических аспектов, затрагивая даже такую, казалось бы, далекую от конфликта страну, как Россия. Логистические трудности, вызванные войной на Ближнем Востоке, приводят к нарушению транспортных маршрутов, особенно важных для поставок энергетических ресурсов, включая нефть и газ. Кроме того, логистические проблемы оказывают воздействие на торговлю и поставки других товаров. Это касается не только энергетических ресурсов, но и различных товаров, проходящих через ключевые транспортные маршруты в этом регионе. Увеличение транспортных издержек и времени доставки приводит к ухудшению условий торговли и может создать трудности для предприятий и потребителей в различных странах мира. Например, цены на фрахт выросли на 50% по 16 маршрутам, при этом наибольший рост стоимости фрахта отмечается на направлениях, проходящих через Средиземное море.

Средиземноморский логистический узел «развяжет» Севморпуть?
© Инвест-Форсайт