В России не хватает трех тысяч мусоровозов
В России на сегодня не хватает порядка шестисот тысяч площадок для размещения мусорных контейнеров и около трех тысяч мусоровозов. Российские парламентарии намерены в ближайшие две недели проанализировать, в каких именно регионах такой дефицит ощущается наиболее остро, и предложить меры, которые необходимо принять для исправления ситуации. Что, по мнению законодателей, надо сделать, чтобы миллиарды бюджетных денег на проведение мусорной реформы тратились с необходимым для людей и экологии результатом, разбиралась «Парламентская газета».
Контракт один на всех
В регионах все активнее говорят о том, что качество мусорной реформы необходимо улучшать. Не случайно спикер палаты регионов Валентина Матвиенко поручила Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию провести диагностику основных проблем, которые возникают на местах по обращению с твердыми коммунальными (ТКО) и другими видами отходов. Как рассказал 18 декабря глава аграрного комитета Александр Двойных на совещании в палате регионов, уже сегодня парламентарии готовы предоставить свои предложения, как устранить «мусорные» проблемы страны.
Среди наиболее острых вопросов, которые возникают на территориях в рамках обращения с отходами, — нехватка мусоровозов. По словам Двойных, их требуется 21 тысяча, а в наличии на данный момент есть только 18 тысяч таких спецмашин. Связано это в том числе с проблемами с заказом на их производство на отечественных предприятиях, тому же КАМАЗу брать заказ на 20-30 мусоровозов означает работать себе в убыток.
Поэтому сенаторы, как рассказал Александр Двойных, предлагают следующую схему решения проблемы — во-первых, запросить у каждого региона точное количество единиц недостающей техники на конкретной территории, во-вторых, сформировать общий контракт на весь запрос от всех регионов, чтобы избежать малых партий заказа. А дальше Минприроды и Российский экологический оператор (РЭО) будут распределять произведенные машины по каждому региону, для чего будут заключать отдельные договоры с региональными операторами по обращению с отходами.
Еще одна острая проблема, о которой сигнализируют регионы, — состояние контейнерных площадок, оборудованных для выброса мусора. «У нас в стране должно быть около полутора миллиона таких площадок, а на данный момент их всего 900 тысяч. Мы уже попросили Минприроды и публично-правовую компанию «Российский экологический оператор» (создана указом президента от 14 января 2019 года, основная задача компании — осуществлять координацию реформы обращения с ТКО, проводить необходимую экспертизу и мониторинг территориальных схем обращения с отходами. — Прим. ред.) предоставить информацию, в каких именно регионах этот дефицит ощущается наиболее остро», — заявил Двойных.
При этом он уточнил, что у многих муниципалитетов попросту нет средств на создание спецмест для мусорных баков. Исходя из этого, уверен глава комитета, нужно продумать «альтернативный механизм» того, как ликвидировать этот дефицит, не поднимая тарифы за вывоз мусора. Эту работу, по его словам, сенаторы намерены провести уже до начала нового года.
Ситуация с контейнерными площадками имеет и другие болевые точки. С 2024 года в России должна заработать государственная информационная система по обращению с отходами. Как заявил в Совете Федерации 18 декабря глава департамента госполитики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления Минприроды России Андрей Федотовский, в ГИС должны быть заведены данные и по всем контейнерным площадкам. Однако пока, по данным министерства, лишь половина из них (порядка 450 тысяч единиц) могут там «прописаться» — у остальных не хватает необходимых паспортных данных! Трудно себе представить, как они управляются, если у таких площадок отсутствует даже минимально необходимая для попадания в ГИС документация…
Возможно, одной из причин такого пробела является следующее — нередки случаи, когда «на земле» при оборудовании мест для мусорных контейнеров действуют по принципу кто во что горазд. В итоге площадка строится из непрочных материалов, без бетонной подушки и уже через год на глазах разваливается. Это приводит и к пустым тратам муниципальных денег, и к загрязнению окружающей среды, и к срывам вывоза мусора. Для решения вопроса в Совете Федерации предлагают подумать над тем, чтобы установить четкие общие нормативы оборудования контейнерных площадок на местах.
При этом, как заявил Александр Двойных, необходимо вернуться к практике, когда при вывозе мусора с той или иной площадки ответственная за такую работу компания отвечала бы не только за «свой» мусор (например, только за ТКО), но и за вызов «ненормативных», не соответствующих категории ТКО отходов. Сейчас из-за того, что ответственность здесь размыта, муниципалитетам приходится проводить отдельные конкурсы на вывоз «ненормативки», что только множит бюрократические процедуры и усложняет процесс. Также имеет место перебрасывание отходов с одной контейнерной площадки на другую вместо их вывоза на полигон.
«По нашему мнению, решить проблему без одного ответственного лица за вывоз всего мусора с площадки невозможно. Причем такую обязанность надо зафиксировать законодательно», — считает Александр Двойных. И предупредил, что сенаторы готовы занять по данному вопросу наступательную позицию. Стоит отметить, что в некоторых регионах уже есть такая практика, и там, как утверждает Двойных, порядка намного больше.
Штабной режим работы
К работе по решению проблем мусорной реформы Совет Федерации уже привлекает коллег из Госдумы. Один из них, замглавы думского комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Коган рассказал, что в стране не хватает не только контейнерных площадок и мусоровозов — скоро может обнаружиться и дефицит мусорных полигонов. Все потому, что к 2026 году у многих из них заканчивается срок действия нормативной документации, дающей право им работать в сфере обращения с отходами. Ситуация усугубляется тем, что срок действия такой документации уже продлевался на три года для того, чтобы полигоны привели в соответствие с действующими требованиями к их работе. В связи с этим Коган указал — в стране пока нет системного контроля за объектами «мусорной» инфраструктуры. Даже с учетом того факта, что таких объектов в России не хватает.
А в Совете Федерации, в свою очередь, предложили провести мониторинг — сколько в каждом регионе тратится денег на содержание мусорных площадок. Например, в Московской области, как рассказал сенатор Двойных, представляющий регион в Совете Федерации, на это уходит порядка двух миллиардов рублей в год. «Это очень приличные деньги, но мы пока не видим удовлетворяющего жителей результата. И, с нашей точки зрения, проблема — не в количестве выделяемых ресурсов, а именно в системных сбоях», — заметил сенатор.
Он сообщил, что в при аграрном комитете Совета Федерации создана рабочая группа по решению проблем мусорной реформы — в нее будут включены представители обеих палат парламента, представители Минприроды, ППК «РЭО», региональных властей. Группа эта, как рассказал Двойных, будет работать «в режиме штаба» и планирует собираться на совещания не реже, чем раз в две недели. Руководителем группы станет сенатор Олег Кувшинников, который до прихода в Совет Федерации работал губернатором Вологодской области.