Санкции, кризис и нестабильность. Миллионы граждан Ирана за 10 лет превратились в нищих. Кто в этом виноват?

В течение многих веков Персия — нынешний Иран — была центром одной из величайших в истории империй, а высочайший уровень развития персидского общества позволил создать собственные культуру, религию, передовые научные и инженерные технологии. Однако сохранить величие до наших дней Персии не удалось. Государство было переименовано в Исламскую Республику Иран в первой половине ХХ века, а в 1979 году в стране произошла жестокая исламская революция, которая положила начало новому режиму правления и кардинальным изменениям во внешней политике. С того времени уже более 40 лет Иран находится под беспрецедентными западными санкциями, большую часть которых инициировали США, но масштаб этих ограничений становится ясен только сейчас. По свежим Всемирного банка, за последнее десятилетие из-за санкций и неэффективной экономической политики около десяти миллионов иранцев оказались за чертой бедности, причем особенно сильно санкции ударили по женщинам. Экономические проблемы уже привели к массовым протестам в прошлом году, что свидетельствует о кризисе в отношениях между населением и властями, который не на руку государству, которое активно готовится к парламентским выборам в марте 2024 года. Непростая жизнь Ирана — в материале «Ленты.ру».

Санкции, кризис и нестабильность. Миллионы граждан Ирана за 10 лет превратились в нищих. Кто в этом виноват?
© Lenta.ru

Неугодные

Первый раунд санкций против Ирана Тегеране в 1979 году. В ходе операции иранцы захватили в плен 52 американских дипломата и освободили их только через 444 дня. США ответили незамедлительно, заморозив все иранские активы (около 12 миллиардов долларов) и золотые резервы в своих банках.

Санкции запрещали гражданам и компаниям из США вести бизнес в Иране и участвовать в совместных предприятиях с иранскими компаниями, в том числе в нефтегазовой отрасли; также было запрещено импортировать иранские товары, за исключением продуктов питания и некоторых ковров.

Санкционная политика Штатов стала еще жестче после вторжения иракской армии в Иран, что ознаменовало начало длительной ирано-иракской войны — первой войны в Персидском заливе. Так, в силу вступил запрет международным финансовым организациям на выдачу кредитов Ирану и всем странам — на продажу оружия и любую помощь Тегерану. В 1990-е годы санкционный режим стал предусматривать жесткие меры и в отношении третьих стран. В начале 2000-х годов целью американских санкций стало ограничение сферы действия ядерной программы Ирана, а новые ограничения парализовали работу местных банков.

В 1987 году введен запрет на любой товарообмен между США и Ираном

Вторым этапом принято считать введение многосторонних санкций, которые действуют с 2006 года по сей день. С этого момента в войне ограничений на стороне США оказываются ООН и Евросоюз, а Иран в 2010-е годы отвечает запретом на продажу нефти в эти страны. Санкции со стороны Европы продолжают расти в 2012 году: блок запрещает поставки товаров, технологий, нефти и газа из Ирана, а также вводит ограничительные меры в отношении финансовых и банковских организаций страны. Данный комплекс мер в результате нанес особый урон экономике Ирана.

Особенно трудным для Тегерана оказался период с 2010 по 2014 год, когда санкционные меры в отношении Ирана ввели и другие страны. Однако по мере переговоров санкции ослабевают. 14 июля 2015 года Китай, Франция, Германия, Россия, Великобритания, США, ЕС и Иран Совет Безопасности ООН 20 июля того же года принял резолюцию. Ограничения, упомянутые в документе, касались в том числе замораживания иранских активов и эмбарго на импорт и экспорт иранских баллистических ракет. К слову, введенные санкции утратили силу только в октябре 2023 года.

Но трудности на этом не закончились: с приходом к власти Дональда Трампа в 2018 году США ввели дополнительные ограничения в отношении Ирана в рамках политики «максимального давления». Под действие санкций попали поставки иранской нефти за рубеж, а также более 700 банков, компаний и физлиц.

Потрачено

За долгие годы действия ограничений западные страны так и не добились цели — полного отказа от реализации Ираном ядерной программы. А ощутимый негативный эффект даже от такой жесткой санкционной политики проявился лишь через годы, отмечают исследователи. Вместе с неэффективной проводимой политикой, глобальной рецессией и рядом других факторов, санкции привели к потере Ираном 1,7 миллиарда долларов с 1984 по 2005 год, 40 миллиардов долларов с 2006 по 2012 год и 90 миллиардов долларов с 2012 по 2016 год.

$130 млрд потерял Иран за первые 30 лет санкций

Финансовые поступления из множества ранее сотрудничавших с Тегераном стран резко рухнули в 2012 году. Это произошло из-за того, что Иран отключили от мировой финансовой системы — в частности, была запрещена работа через SWIFT. Кроме того, блокировались продажи нефти, которая была едва ли не главным источником дохода страны — на нее приходилось 50-60 процентов поступлений в бюджет. До введения запрета поставки топлива за рубеж составляли 80 процентов суммарного экспортного дохода Ирана. Из-за санкций совокупные экспортные доходы от топлива менее чем за год обвалились на 60 процентов. Ситуацию усугубила волатильность цен на нефть на мировых рынках.

Исключение Ирана из глобальной финансовой системы и отключение местных банков от SWIFT вынудили иранские компании использовать старую систему hawala, которая обходилась дороже, а операции проходили куда медленнее.

Принцип системы hawala заключается в том, что средства клиентов из Ирана переводятся в другие страны мира через брокерские пункты. Происходит это путем однократных уведомлений по электронной почте, факсу или с помощью телефонных звонков. Например, житель Тегерана хочет перевести средства своему партнеру в Италии: он отдает деньги местному брокеру, который уведомляет об этом своего коллегу в Италии, называя ему имя получателя, сумму и код, а тот, в свою очередь, выдает деньги партнеру.

Главный минус системы — денежные потоки просто невозможно отследить, поэтому ее зачастую используют для рынка наркотиков, финансирования терроризма и отмывания денег. В то же время банки за десять лет отключения от международной платежной системы, по всей видимости, уже адаптировались к новой жизни и сейчас Турцией, Индией и странами Ближнего Востока.

Населению же с отключением от SWIFT стало труднее получить доступ ко многим товарам и услугам. Причем со смягчением санкций — в частности, разблокировкой части валютных резервов Ирана — ситуация не стала лучше: сейчас даже при наличии иностранной валюты в стране граждане страдают от серьезного дефицита товаров первой необходимости, в том числе лекарств, автозапчастей и продуктов питания, которые Иран мог бы импортировать из западных стран.

В ноябре 2023 года в Иране образовался дефицит около 100 видов жизненно важных лекарств IFDA Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов Ирана

Неэффективная финансовая политика привела к резкому росту цен, и за год — с 2012 по 2013-й — инфляция ускорилась до 40 процентов, что в 2,6 раза выше среднего значения за предыдущие 12 лет. Параллельно рекордно обесценилась национальная валюта Ирана — риал в моменте потерял около 80 процентов стоимости по отношению к американскому доллару. Во время второго кризиса, в 2018-м, чтобы затормозить инфляцию, правительство установило официальный курс доллара в 42 тысячи риалов, но это помогало недолго. Помимо официального, в стране действует рыночный курс, который на середину октября 2022 года был выше 325 тысяч риалов, а на середину ноября 2023-го превысил 510 тысяч риалов. Попытки полностью отказаться от официального курса, который используется для импорта важнейших товаров, приводят к всплеску инфляции, а постоянный курс в 42 тысяч риалов все еще используется. На случай расчетов с экспортерами и импортерами в стране был введен специальный курс — NIMA, его курс ниже рыночного, но выше официального.

В 2014 году макроэкономическая ситуация в стране стала постепенно налаживаться, но начиная с 2020 года, когда США вышли из СВПД и ввели дополнительные санкции, рост цен снова начал ускоряться — показатель вырос почти до 60 процентов в 2022 году. Сильнее всего росли цены на продовольственные товары, такие как хлеб и яйца: осенью 2022 года инфляция на продукты и напитки достигала 81,2-87 процентов, что было самым высоким уровнем с 2012 года. В ноябре 2023-го годовой рост цен составил 39,2 процента.

Другие последствия санкций против Ирана Санкции против нефтяного и финансового секторов страны привели почти к полной изоляции Ирана от мировой финансово-экономической системы. С 2012 по 2021 год среднегодовой рост ВВП составил всего 0,58 процента. А ВВП на душу населения с 2012 по 2020 год упал почти на 70 процентов, до 2,4 тысячи долларов. Для сравнения: аналогичный показатель в Люксембурге -- первой стране в рейтинге -- составляет 142,2 тысячи долларов. Также из-за введенных Западом ограничений с иранского рынка массово ушли многие иностранные компании. Организации свернули бизнес в стране и прекратили инвестиции в иранскую экономику даже в тех сферах, которые не были непосредственно подвергнуты санкциям. Тегеран смог компенсировать потери потенциальных инвестиций только частично, перенаправив торговлю в страны Азии и Восточной Европы. По состоянию на 2022 год на фоне гиперинфляции в Иране минимальная зарплата оказалась в два раза ниже стоимости потребительской корзины товаров первой необходимости. Причем почти половина иранцев не получают и минимального оклада, поскольку заняты в неформальном секторе.

Впервые подсчитали

Продолжающееся обесценивание национальной валюты, разгоняющаяся инфляция и жесткие последствия пандемии в сочетании с мягкой денежно-кредитной политикой местного Центробанка привели к тому, что уровень бедности в Иране за последние десять лет санкций резко вырос. Первую официальную оценку уровня бедности в стране начиная с 1979 года опубликовал Всемирный банк в середине ноября 2023 года.

Исследователи выявили взаимосвязь между динамикой показателя уровня бедности в Иране и введением санкций: когда вводились ограничения, уровень жизни ухудшался, а когда санкции смягчались или вовсе были отменены, уровень жизни иранцев повышался. Всемирный банк добавляет, что ВВП на душу населения за последнее десятилетие снижался на 0,6 процентного пункта ежегодно, а реальный ВВП Ирана в определенные годы прибавлял на целых 19 процентных пунктов меньше, чем мог бы без санкций.

Так, до масштабных санкций 2011 года в стране наблюдалось снижение количества бедных людей, и в том году Иран был восьмой наименее бедной страной среди 25 стран с доходом выше среднего.

С 2011 по 2020 годы за чертой бедности дополнительно оказалось 9,5 млн человек

Однако уже в 2020 году страна опустилась на 17-е место, а доля граждан, находящихся за чертой бедности, за 9 лет выросла с 20 до 28,1 процента от всего населения. Причем число бедных стало активно расти после введения американских санкций в 2018 году, а в ближайшие два года оказаться нищими могут еще 40 процентов населения Ирана.

Тем не менее исследователи подчеркивают, что причины бедности и экономических проблем страны кроются не только в ограничительных мерах: усугубила ситуацию сильная зависимость Тегерана от нефтяных доходов, которые, в свою очередь, зависят от колебаний мировых цен, а также высокая инфляция и отсутствие индексации государственных выплат нуждающимся. В отчете также указано, что даже в периоды отсутствия санкций экономический рост Ирана не сказывался положительным образом на беднейших 40 процентах населения.

В Иране с 2010 года действует три вида социальных выплат для бедных: регулярные пособия, пенсии и временные выплаты (сюда входят стипендии и средства от благотворительности). Дотации появились в рамках реформы энергетических субсидий. В ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова «Ленте.ру» объяснили, что сейчас до трети доходов большинство иранских семей получают благодаря государству. Тегеран выплачивает адресную компенсацию почти всем 60 миллионам человек.

Особенно пострадали от возобновления санкций в 2018 году, а также от COVID-19 семьи, в которых главой семьи является женщина, а не мужчина. В настоящее время почти половина таких женщин не имеет образования, а значит, на большие или даже средние доходы она вряд ли сможет рассчитывать. В целом экономический спад ударил сильнее по людям без образования, отмечается в отчете.

Однако другие исследователи считают, что оценки Всемирного банка несколько завышены. Ученый из Технологического института Вирджинии Джавад Салехи-Исфахани в разговоре с Bloomberg заявил, что тенденция роста бедности действительно фиксируется, однако, по его подсчетам, число бедных в Иране фактически сократилось за последние два года благодаря выплатам от государства.

В отчете же сказано, что пособия оказали положительный эффект на бедные домохозяйства, однако влияние оказалось временным, так как размер выплат не успевал за стремительно разгоняющейся инфляцией. В то же время Салехи-Исфахани соглашается с тем, что главным драйвером роста бедности в стране стали американские санкции.

«Аналогии неуместны»

Такие же масштабные ограничительные меры США и другие страны мира ввели против России, которая уже в марте 2022 года вытеснила Иран с места лидера по количеству санкций.

Сейчас против России введено больше санкций, чем в отношении Ирана, Сирии и КНДР, вместе взятых

Российские ученые и финансовые эксперты убеждены, что нельзя говорить об идентичности ситуаций в Иране и России.

Важным отличием, например, является то, что санкции против Тегерана вводились постепенно, и на протяжении основного периода действия ограничений наблюдался рост цен на нефть. В отношении Москвы же интенсивные санкции были введены в сжатые сроки, а преимуществом России в этой ситуации является большой внутренний рынок, меньшая зависимость от сырья и большие возможностей для ответных мер в отношении Запада.

Проводить параллели между жизнью Ирана и России под санкциями невозможно, уверены эксперты. «Аналогии неуместны», — МГУ Наталья Зубаревич. По ее словам, несмотря на то, что санкции замедляют экономические процессы, краха российской экономики не случится.