Мурманск, море и завод: в Российской Арктике построят новый комплекс по сжижению газа

Освоение Российской Арктики продолжается. Новый громкий проект — строительство "Новатэком" в Мурманской области завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) — переходит в практическую плоскость. В чем именно значение проекта для отечественного и мирового рынка энергоносителей и не помешают ли проекту санкции — в материале ТАСС.

Мурманск, море и завод: в Российской Арктике построят новый комплекс по сжижению газа
© ТАСС

Очередной проект "Новатэка" в области производства СПГ постепенно обретает не только информационное, но и реальное содержание. В начале декабря стало известно, что газовый гигант зарегистрировал ООО "Мурманский СПГ" с уставным капиталом 100 млн рублей. Основным видом деятельности компании заявлено "производство углеводородов и их производных", а дополнительными — транспортировка газа по трубопроводам, оптовая торговля сжиженными углеводородными газами, а также производство и передача электроэнергии. 

О планах компании по строительству крупнотоннажного завода по производству СПГ было объявлено еще весной. Полгода ушло на доработку проекта и заключение необходимых договоров по поводу строительства инфраструктуры. В частности, во время проведения Восточного экономического форума "Новатэк" и "Россети" заключили соглашение о техническом присоединении Мурманского СПГ к электросетям. По словам главы "Россетей" Андрея Рюмина, проект будет реализован в течение четырех лет, мощность составит 900 МВт.

Как должен выглядеть новый СПГ-завод

Предполагается, что завод будет иметь три линии сжижения, способных производить по 6,8 млн т топлива в год. Первую линию планируется начать строить в августе 2024 года, запустить в работу (одновременно со второй) — к концу 2027 года, а третью — к концу 2029 года. Размещаться линии будут в море на основаниях гравитационного типа — специальных платформах, спроектированных так, чтобы удерживаться на дне акватории за счет собственного веса. Кстати, аналогичным образом построен и другой завод "Новатэка" — "Арктик СПГ — 2".

На заводе будет использоваться эксклюзивная технология сжижения "Арктический микс", запатентованная "Новатэком". Говорилось о том, что газ для завода "Новатэк" будет добывать сам, на своих месторождениях на полуострове Гыдан, и затем поставлять по газопроводу Волхов — Мурманск — Белокаменка протяженностью 1,4 тыс. км и емкостью 40 млрд кубометров в год. Правда, этого газопровода пока тоже нет, но и его "Новатэк" собирается построить сам, а затем продать "Газпрому", который таким образом сохранит свой статус монопольного владельца магистральной газотранспортной инфраструктуры страны. Фактически это будет означать, что "Новатэк" будет сдавать свой газ в Единую газотранспортную систему "Газпрома", а затем получать на месте газ из нее же. 

Мурманский выбор 

Новый СПГ-завод "Новатэк" решил строить в Мурманской области сразу по нескольким причинам. Во-первых, на новом заводе будет использоваться электрический привод вместо газотурбинного. Это весьма существенный момент, потому что газовые турбины большой мощности (ГТБМ) необходимы для производства СПГ, но в России, несмотря на ведущиеся не один год разработки, наладить их производство до сих пор не удалось. Электроприводы же решают эту проблему, потому что производятся в РФ и не зависят от количества иностранных санкций. А обеспечивать привод электричеством будет Кольская АЭС, которая расположена в регионе и, как отмечают сами энергетики, недозагружена (называлась цифра 1ГВт излишка). Во-вторых, местный морской порт не замерзает даже зимой, что позволяет вывозить СПГ обычными танкерами-газовозами (так называемыми конвенциональными), без необходимости использовать суда ледового класса Arc7, которых у России крайне мало, а строительство запланированных сдвигается из-за санкций

Американский фактор

Тем не менее новый проект рискует столкнуться с теми же проблемами, что и другой завод "Новатэка" — "Арктик СПГ — 2". В ноябре американцы внесли его в блокирующий пакет санкций. Более того, помощник госсекретаря США по вопросам энергоресурсов Джеффри Пайатт прямо заявил, что цель администрации в том, чтобы "прекратить существование этого проекта", добавив, что Вашингтон намерен добиться этого "посредством санкций в сотрудничестве с партнерами по Группе семи и за ее пределами". Нет никаких сомнений, что американское давление будет продолжаться и санкции будут применены и к компании-оператору, которая будет управлять Мурманским СПГ-заводом. "США вводят санкции, что называется, в час по чайной ложке, зато регулярно. Таким образом, они с одной стороны стараются не создавать впечатление чрезмерной эскалации, а с другой — держат негативный фон, в первую очередь для покупателей, чтобы отпугнуть их от заключения долгосрочных контрактов", — говорит заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. С начала года по конец ноября Россия экспортировала 29,12 млн т СПГ, что всего на 2,5% меньше, чем в 2022 году, свидетельствуют данные Kpler. А в Европу в ноябре РФ поставила 1,75 млн т, что оказалось самым высоким показателем за всю историю. Больше всего топлива отправилось во Францию (6 партий с "Ямал СПГ") и в Бельгию (10 партий с завода "Криогаз-Высоцк"). "Россия выступает главным конкурентом США на рынке СПГ, — поясняет эксперт. — Так что США преследуют сугубо экономическую цель. После 2026 года мировые рынки СПГ ожидает довольно суровый кризис избытка мощностей. Поэтому чем меньше заводов будет построено, тем лучше уже работающим. И вводя санкции, США просто продвигают свои заводы в ущерб России".

Повод для оптимизма

Впрочем, эксперты сомневаются, что санкциям (и имеющимся, и гипотетическим) удастся похоронить проекты. На постройку и запуск заводов санкции не повлияют, в худшем случае сдвинется срок выпуска первых объемов СПГ. У "Арктик СПГ — 2" уже имеется сформированный пул инвесторов-совладельцев. Помимо "Новатэка", которому принадлежит 60% акций, по 10% имеют французская Total, китайске CNPC и CNOOC и японский консорциум Japan Arctic LNG. После введения американских санкций возникли опасения относительно поведения отдельных участников, в первую очередь французов и японцев, но пока демаршей от них не последовало. Более того, по данным агентства Bloomberg, санкции против "Арктик СПГ — 2" могут привести к проблемам в энергетическом секторе Японии и даже угрожать ее энергобезопасности, что рискует осложнить отношения Токио с другими странами G7. Что касается Total, то, по мнению директора по исследованиям компании "Имплемента" Марии Беловой, спасательным кругом для французов в этом вопросе может стать то, что в последние годы многие компании, подписывая контракты на поставку СПГ, не указывают завод отгрузки. То есть Total при острой необходимости сможет договориться о своповых сделках с другими производителями СПГ. "Акционеры у завода есть, долгосрочные контракты заключены (20-летние договоры были подписаны со всеми участниками проекта в 2021 году — прим. ТАСС), разорвать их очень сложно, а американские санкции форс-мажорными обстоятельствами не считаются", — добавляет Алексей Белогорьев. 

С Мурманским СПГ дело обстоит сложнее. Санкции, введенные против "Арктик СПГ — 2", создают проблемы с привлечением в новый проект иностранных инвесторов и тем более кредитов. "Причем инвесторы не только вкладывают деньги и технологии в проект, но и берут на себя обязательства по реализации части произведенной продукции. В этом и был главный успех "Новатэка" — привлечение на таких условиях крупных международных игроков и трейдеров. Теперь же это станет сложнее, хотя можно рассчитывать на Китай, Индию и даже некоторых игроков калибром помельче", — рассуждает аналитик.

Аналитики ИГ "БКС Мир инвестиций" отмечают, что компания в декабре вернулась к практике перевалки СПГ с газовозов ледового класса на обычные танкеры в Мурманской области по схеме "борт в борт". Возврат к практике перевалки газа с танкера на танкер говорит о том, что "Новатэк" пока справляется с логистическими проблемами своих СПГ-проектов, считают аналитики, и если "Арктик СПГ — 2" получит хотя бы минимальное количество СПГ-танкеров ледового класса Arc7, то схема "борт в борт" останется актуальной. В этом как раз заключается преимущество мурманского проекта — ему для транспортировки газа ледоколы не потребуются. Хотя вопрос обеспечения отечественных заводов флотом газовозов остается актуальным. Большая часть из них по-прежнему обслуживается судами иностранной юрисдикции, и это явно остается уязвимой точкой всего производства. 

Евгений Мазин