Япония в ноябре сократила экспорт автомобилей в Россию на 44,9%

ТОКИО, 20 декабря. /ТАСС/. Япония в ноябре текущего года сократила экспорт легковых автомобилей в Россию на 44,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом свидетельствует статистика, опубликованная Министерством финансов Японии.

Поставки японских запчастей и комплектующих за этот период упали на 32,5%.

Экспорт японских медицинских изделий в свою очередь вырос на 52,6%, поставки изделий из пластика, напротив, сократились на 80,3%.

Сокращение поставок автомобилей и запчастей продолжается на фоне вступивших в силу 9 августа санкций, запрещающих экспорт в РФ бензиновых и дизельных автомобилей с двигателями объемом более 1,9 л и гибридных машин.

В июле (перед вступлением санкций в силу) экспорт автомобилей из Японии в Россию взлетел на 53% по сравнению со средним показателем за последний год. Российские эксперты ранее объясняли резкий рост поставок машин тем, что покупатели пытались успеть ввезти их как можно больше до ужесточения ограничений. Решение о рестрикциях было принято 28 июля в рамках введения очередного пакета антироссийских санкций, которые Москва неоднократно называла нелегитимными. Помимо автомобилей указанных категорий, под экспортные ограничения попали около 750 наименований, включая шины для большегрузных машин, яхты, автокресла, автозамки, товары из керамики, бумагу, стекла, керамическую плитку, цемент, текстильные изделия.

Как заявляла в интервью ТАСС торговый представитель РФ в Токио Наталья Стапран, с учетом текущей ситуации японским автомобильным производителям будет сложно вернуться на российский рынок после ухода, в том числе потому что освободившиеся ниши занимают конкуренты.

Импорт СПГ

Япония в ноябре нарастила объем импорта сжиженного природного газа (СПГ) из России на 46,9% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. При этом в октябре страна на 67,1% уменьшила закупки российского угля и вновь не приобретала у РФ нефть, в отношении которой государствами Группы семи введено ценовое ограничение, за исключением поставок с "Сахалина-2", увязанных с импортом СПГ в рамках этого проекта.

На энергоресурсы в ноябре пришлось более 67% всего импорта Японии из России. В то же время в целом импорт Японией СПГ сократился в ноябре на 3,9%, а угля - на 7,6%. Импорт сырой нефти в ноябре также сократился на 7,8%. Помимо этого, на 69,3% снизился импорт российских цветных металлов, объем импорта изделий из железа и стали сократился на 10,9%.

Товарооборот Японии и России

Товарооборот Японии и России упал в ноябре 2023 года на 37,13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 119,105 млрд иен (около $827,5 млн). Экспорт Японии в РФ сократился на 60,9%, до 22,232 млрд иен (около $154,3 млн), а импорт - на 26,7%, до 96,873 млрд иен (около $672,5 млн). Главными факторами сокращения товарооборота стали снижение импорта из России угля на 67,1%, а также падение поставок автомобилей в РФ на 44,9% и японских запчастей и комплектующих на 32,5% на фоне санкций против Москвы. На энергоресурсы и транспортные средства приходится более 60% всего товарооборота.

Экспорт в Россию изделий из стали сократился на 89,7%, бумаги и бумажных изделий - на 56,9%, генераторов - на 65,8%, резины - на 12,8%. Поставки в РФ медицинских изделий выросли в то же время на 52,6%.

Кроме того, Япония в ноябре 2023 года увеличила импорт зерновых из России на 34,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Поставки российской рыбы и морепродуктов выросли на 18,3%. Импорт овощей сократился на 62,4%. Япония в первой половине 2023 финансового года (апрель - сентябрь) нарастила импорт зерновых из России на 853,8%. Закупки Японией рыбы и морепродуктов за это полугодие, напротив, сокращались. В апреле - сентябре этот показатель снизился на 19,6%.

Доля российского СПГ во всем объеме японского импорта этого вида топлива в ноябре выросла до 12,29%. В стоимостном выражении импорт российского СПГ увеличился на 12%. В ноябре 2022 года на Россию приходилось 8,04% импорта СПГ. Только на эту категорию приходится 61,7% всего объема японского импорта из РФ и более 50% всего товарооборота Японии и России, следует из подсчетов ТАСС.

Крупнейший импортер СПГ

Токио является крупнейшим в мире импортером СПГ и получает в среднем порядка 9% всего импорта этого вида топлива из России. Этот объем обеспечивает около 3% всей генерации электроэнергии в Японии, третьей экономике мира. В Токио неоднократно подчеркивали важность проектов "Сахалин-2" и "Сахалин-1" для энергетической безопасности страны, а японские компании сохранили участие в них и после решения РФ о переводе их в российскую юрисдикцию. В этих условиях Япония согласовала с партнерами по G7, вводящими санкции против Москвы, исключение из-под действия потолка цен на нефть проекта "Сахалин-2", основным продуктом которого является СПГ, а поставки нефти увязаны с газовыми контрактами.

Еще один российский СПГ-проект с японским участием - "Арктик СПГ - 2", где доля в 10% принадлежит консорциуму японских Mitsui и JOGMEC - Japan Arctic LNG. Бывший посол России в Японии Михаил Галузин отмечал, что Россия может уже в 2023 году начать поставки СПГ с этого проекта в Японию, которые после полноформатного запуска проекта могут составить примерно 2 млн тонн СПГ в год. Сейчас Япония импортирует в среднем 5-6 млн тонн СПГ в год из России.

Санкции США

Однако в ноябре США ввели санкции против "Арктик СПГ - 2". По словам экс-министра экономики, торговли и промышленности Японии Ясутоси Нисимуры, санкции "будут иметь определенный эффект", в связи с чем Япония "намерена взаимодействовать со странами Группы семи для недопущения нарушений стабильных поставок энергии". Он подчеркивал, что власти Японии изучают ситуацию вокруг санкций против этого проекта вместе с вовлеченными сторонами.

Торговый представитель РФ в Токио Наталья Стапран в интервью ТАСС отметила, что санкции третьих стран против энергетических проектов России и Японии напрямую затрагивают национальные интересы Токио и вопросы безопасности.