Ростовская область активно переходит на газомоторное топливо

В следующие два года в Ростовской области на субсидии организациям для переоборудования транспорта на газомоторное топливо планируется выделить 177,3 миллиона рублей. Регион еще пять лет назад одним из первых в стране вошел в пилотный проект "Развитие рынка газомоторного топлива" и продолжает активно двигаться в этом направлении.

Ростовская область активно переходит на газомоторное топливо
© Российская Газета

Во Всероссийском рейтинге регионов по уровню развития рынка ГМТ по итогам 2022-го Ростовская область была признана "рекордсменом года", так как первой в стране достигла показателя реализации более чем 100 миллионов кубометров метана (106,3 миллиона). На газ в регионе в том году перешло свыше 1100 транспортных средств различного профиля. По совокупным показателям развития отрасли регион стал вторым в "общекомандном зачете" страны, уступив только Санкт-Петербургу. Итоговых данных по 2023 году пока нет, но, по словам опрошенных экспертов, у области есть все шансы повторить свой успех.

- Транспорт на ГМТ экологически чище и несет меньше негативных последствий для окружающей среды, - пояснил "РГ" заместитель губернатора Ростовской области Игорь Сорокин. - Он также более экономичен. А еще на таком топливе существенно увеличивается ресурс двигателя, и все это его безусловные преимущества.

Развитие рынка газомоторного топлива было прописано в региональной "Стратегии-2030". Два ключевых направления здесь - ускорить перевод техники на ГМТ и развивать газозаправочную инфраструктуру. С одной стороны, для этого необходимо проводить разъяснительную работу, объяснять коммерческим компаниям и обычным гражданам все преимущества такого перехода. Но параллельно процесс нужно стимулировать экономическими мерами. Как говорят эксперты, в этой части регион накопил очень интересный и эффективный опыт господдержки.

Что же делают на Дону? Во-первых, инвесторам под строительство газовых заправок предоставляют все возможные в рамках закона льготы - от земельных участков и их оформления до оперативного подключения объектов к сетям электро- и газоснабжения. В рамках масштабных инвестиционных проектов земельные участки предоставляются без торгов.

В итоге с 2018 года введено в эксплуатацию 48 АЗС с компримированным природным газом. Всего на Дону сейчас функционирует 59 объектов газозаправочной инфраструктуры. Что важно - здесь же производят свои собственные компрессоры, заправочные колонки, системы осушки газа и другое профильное оборудование. Это, конечно, сильно облегчает задачу инвесторам.

Во-вторых, переоборудованием машин сейчас занимаются 22 сертифицированных сервисных центра. А компании, которые переводят свои машины на газ, получают за это прямые субсидии от государства. Как уже отмечалось, в 2024-2025 годах на эти цели заложено 177,3 миллиона рублей. Также владельцы таких двигателей освобождаются от уплаты транспортного налога до конца 2024 года. В итоге за 2020-2022 годы на ГМТ перевели 4725 транспортных средств (всего их на Дону теперь более 14 тысяч). До 2025 года планируется переоборудовать еще более семи тысяч машин.

Одно из наиболее грамотных решений - это перевод на газ специализированной техники. В первую очередь речь идет про общественный транспорт, коммунальную и сельхозтехнику. По данным правительства Ростовской области, в настоящее время в регионе на регулярных маршрутах работает более 940 автобусов на газе. И транспортные предприятия идут на контакт и готовы продолжать работу по переводу на газомоторное топливо. Коммунальщикам эта тема тоже интересна.

Что же касается сельхозтехники, то здесь ситуация осложняется наличием заправок. Точнее, их отсутствием. Если в крупных городах с инфраструктурой особых проблем нет, то строить заправки в глуши ради нескольких разбросанных на десятки километров фермерских хозяйств крайне сложно. Пока такие примеры - скорее исключение из правил. И то только в тех населенных пунктах, которые находятся недалеко от городов и имеют под боком всю необходимую инфраструктуру. Но все-таки новые газовые заправки с каждым месяцем появляются и в провинции.

Одно из наиболее грамотных решений - это перевод на газ специализированной техники, например, коммунальной, сельхозтехники, общественного транспорта

- Аграрии пока очень осторожно относятся к перспективам переоборудования сельхозтехники, особенно тяжелой. Тем не менее в России эта сфера развивается довольно активно, - говорит редактор Национального аграрного агентства Инара Халмеева. - В частности, испытания различных сельхозмашин на ГМТ проходят сразу в нескольких регионах России, а минувшей осенью на газовом форуме в Санкт-Петербурге компания "Ростсельмаш" представила газомоторный трактор шестого тягового класса. Это для нашей страны первый серьезный опыт промышленного переоборудования высокомощных сельхозтракторов для работы на сжиженном природном газе. Бизнес умеет считать деньги, поэтому презентацию такой модели я бы назвала симптоматичной. Значит, производители увидели нишу, которая растет настолько быстро, что пора вкладывать сюда свои инвестиции.

Прямая речь

Павел Сорокин, Первый заместитель министра энергетики РФ:

- Сжиженный и компримированный природный газ по сравнению с дизельным топливом и бензином дешевле почти в два раза, поэтому использование метана на транспорте выгодно для всех категорий потребителей. Кроме того, использование метана в качестве ГМТ соответствует цели по достижению углеродной нейтральности в России к 2050-2060 годам, так как выбросы CО2 от потребления природного газа на 25 процентов ниже, чем от других видов топлива. Поэтому сейчас необходимо увеличивать закупки общественного транспорта и коммунальной техники на ГМТ. Это позволит эффективнее развивать заправочную инфраструктуру, расширение которой формирует основу для дальнейшего увеличения спроса на метан в качестве моторного топлива.