Большие ГЭС будут строить на Дальнем Востоке

Сегодня труженики отрасли отмечают профессиональный праздник. Но День энергетика не случайно выпал на 22 декабря. Именно в этот день в 1920 году был принят знаменитый план ГОЭЛРО. Тогда было решено в числе прочих генерирующих мощностей в течение 10-15 лет построить в стране десять гидроэлектростанций.

Большие ГЭС будут строить на Дальнем Востоке
© Российская Газета

Остается ли вопрос строительства ГЭС актуальным? Безусловно. При этом у гидрогенерации сегодня хватает как сторонников, так и тех, кто к строительству новых мощностей относится скептически. С одной стороны, ГЭС приносят самый дешевый киловатт, с другой - возведение станций процесс одинаково длинный и дорогой, связанный с затоплением огромных территорий, переселением людей - если мы говорим о крупных ГЭС. Есть и другие сложности.

"Гидроэнергетика в России носит дуалистичный характер, - сообщил "РГ" директор по развитию компании "Энергия Плюс" Павел Марышев, - Удельный вес ГЭС в структуре единой энергосистемы составляет весомые 20 процентов, но при этом локальность этого вида генерации наряду с постепенным уменьшением его актуальности трудно оспаривать. Существующие крупные мощности, расположенные преимущественно на Волге, Енисее и Ангаре, будучи наследием советского периода, характеризуются значительным износом. Их обновление требует солидных вложений, а длительность инвестиционного цикла и отсутствие перспективы на значительное увеличение спроса в регионах присутствия не позволяют привлечь частный капитал. Особенно сложно рассматривать гидроэнергетику как перспективное направление в условиях санкций, поскольку многое оборудование поставлялось и обслуживалось западными компаниями".

Говорить же об использовании малых и средних рек, считает Павел Марышев, целесообразно только в регионах с горным рельефом. Естественная архитектура местности позволяет там, во-первых, значительно снизить стоимость объекта (отсутствует искусственное запруживание), а во-вторых, минимизировать негативное воздействие объекта генерации на природные ресурсы.

Тем временем востребованность гидроэнергетики во всем мире очевидна. Так, в Албании ГЭС вырабатывают 99 процентов всей используемой электроэнергии, в Норвегии - 91, в Бразилии - 80, в Австрии - 58, в Швейцарии - 56 процентов (заметим, все это страны с горным рельефом местности). В России в рамках "озеленения" энергобаланса до 2040 года планируется создать восемь новых ГЭС суммарной мощностью 4,7 гигаватта и шесть гидроаккумулирующих электростанций (ГАЭС) общей мощностью 6,5 гигаватта. Объем инвестиций ожидается в районе 960 миллиардов рублей. Пока компания "РусГидро" приняла решение о строительстве Нижне-Зейской и Селемджинской гидроэлектростанций (Амурская область) и приступила к их проектированию.

Теме развития гидрогенерации был посвящен один из круглых столов Российской энергетической недели. Губернатор Амурской области Василий Орлов по видеосвязи рассказал участникам, что в регионе сосредоточено более половины гидропотенциала всего Дальнего Востока. На долю ГЭС (Бурейская, Нижнебурейская, Зейская) приходится 85 процентов выработки области. И планы по строительству двух новых гидроэлектростанций регион поддерживает, они помогут минимизировать число наводнений.

Операционный директор ЭН+ Михаил Хардиков считает, в строительство ГЭС надо активнее привлекать частные инвестиции. Такой подход уже подтвердил свою эффективность в Китае: за 10 лет там построено 109 новых ГЭС на 107 гигаватт установленной мощности. В России за такое время ввели всего 4,5 гигаватта новых ГЭС-мощностей. К тому же не стоит забывать про низкоуглеродную повестку. А гидроэлектростанции - это практически безуглеродная генерация: объем выбросов на 1 киловатт-час составляет всего 5 граммов СО2.

Строить ГЭС на малых и средних реках выгоднее всего в регионах с горным рельефом

Строительство ГЭС значительно шире электроэнергетики в рамках пространственного развития и может запустить проекты в аграрной, транспортной, энергетической сферах, считает заместитель министра энергетики РФ Павел Сниккарс. Принимая решение о запуске и переходе Дальнего Востока на рыночное ценообразование с 1 июля 2024 года, пока выбрали две станции - Нижне-Зейскую и Селемджинскую - с наилучшим противопаводковым эффектом, подчеркнул чиновник. И это только начало.

Гидроэлектростанции - один из важных элементов низкоуглеродной генерации

"На Дальнем Востоке мы пойдем дальше. По тем оценкам, которые мы сейчас формализуем и систематизируем, потребуется в целом строительство до 1,5 гигаватта генерации", - сказал Павел Сниккарс.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что при развитии гидрогенерации предпочтение стоит отдавать все-таки крупным проектам. По словам исполнительного директора Ассоциации "Гидроэнергетика России" Олега Лушникова, одно время акцент был сделан на малой гидроэнергетике, и она развивается стабильно, каждый год увеличивая мощность примерно на один процент. Но крупная развивается гораздо быстрее, и в гидросегменте она занимает 94 процента. И, по мнению экспертов МЭА, этот баланс уже вряд ли изменится.

85 процентов выработки электроэнергии приходится на долю ГЭС в Амурской области

Его поддержал гендиректор "Норд Гидро - Белый порог" Алексей Виноградов, заметив, что лучше построить одну большую ГЭС, чем три маленьких: для потребителя это будет выгоднее. Но в действующем законодательстве необходимо предусмотреть возможность поэтапного ввода ГЭС. А если ГЭС обладает серьезным противопаводковым эффектом, то хотя бы часть расходов на содержание водохранилища могло бы взять на себя государство.

В тему

В прошлом году в мире было введено в эксплуатацию рекордное количество новых гидроэнергетических мощностей - более 34 гигаватт, включая ввод более 10 гигаватт ГАЭС. Усиление вектора на декарбонизацию и комплексное социально-экономическое развитие - ключевые драйверы такого строительства. Развитие гидроэнергетики дает импульс устойчивому развитию стран, а для России еще и дает сохранение и наращивание технологического суверенитета.