Потолок цен на нефть спровоцировал осенний топливный кризис

Россия справилась с санкциями G7 и Евросоюза против нефтяной отрасли. Объемы добычи и экспорта нефти не упали, а скидка на нее, которая в начале 2023 года превышала 30 долл. за баррель, уменьшилась до 10-15 долл., несмотря на все старания инициаторов ограничений. Но совсем отрицать их воздействие было бы наивно. В некотором роде осенний топливный кризис в России был спровоцирован эмбарго ЕС на импорт нашей нефти и нефтепродуктов, а также потолком цен на них.

Потолок цен на нефть спровоцировал осенний топливный кризис
© Российская Газета

Вспомним хронологию: 5 декабря 2022 года ЕС и G7 вводят эмбарго на покупку нашей нефти и потолок цены 60 долларов за баррель, а 5 февраля 2023 года аналогичные меры принимаются в отношении наших нефтепродуктов. Наша нефть начала продаваться с огромным дисконтом, и бюджет недополучал нефтегазовые доходы. Чтобы увеличить поступления в казну, появляется идея сократить демпфер (выплаты нефтяникам из бюджета за поставки топлива на внутренний рынок по низким ценам) в два раза с сентября этого года. Тогда это позволило бы сэкономить бюджету около 30 млрд руб. в месяц. Именно с этого момента цены на топливо резко пошли вверх.

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Сергей Тихонов

Но уже летом российская нефть начала дорожать, а дисконт стал сокращаться. Доходы российского бюджета вернулись сначала на запланированный уровень, а осенью выросли до значений рекордного 2022 года. Но корректировку демпфера в сентябре не отменили, и дело дошло до серьезного кризиса, который разрешиил с помощью экстренных мер правительства.

Эмбарго ЕС на импорт нашего дизеля привело к росту цен на него в мире и в России

Как отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, влияние потолка цен было закамуфлированным, но именно он привел к росту дисконтов на нашу нефть и нефтепродукты, уменьшил поступления в бюджет, что заставило минфин искать дополнительные источники доходов. Кроме того, эмбарго ЕС на импорт нашего дизельного топлива (ДТ) привело к сильному росту цен на него в мире, поскольку мы были основными его поставщиками в ЕС. Европейцам пришлось закупать его у других продавцов, искать серые схемы для приобретения нашего ДТ, выстраивать серые схемы торговли, получая наше ДТ через посредников. Все это способствовало подорожанию. А у нас цены на внутреннем рынке привязаны к экспортным. В результате это автоматически вызвало рост цен на ДТ на российском рынке.