Эмитенты могут выпустить замещающие бонды на $5-7 млрд в 2024 году

Номинальная стоимость замещающих облигаций (ЗО), которые будут размещены в 2024 году, может достичь $5-7 млрд, оценили эксперты, опрошенные газетой «Коммерсант». Это примерно в два раза меньше показателя за 2023 год.

Эмитенты могут выпустить замещающие бонды на $5-7 млрд в 2024 году
© Frank Media

В 2024 году девять эмитентов анонсировали почти 20 размещений ЗО номинальным объемом свыше $9 млрд. Но в действительности суммарная стоимость может оказаться меньше. «Исходя из среднего за 2023 год «коэффициента замещения» 50–55%, наверное, будут размещены валютные ЗО номинальной стоимостью $5–7 млрд»,— прогнозирует руководитель аналитики долгового рынка «Ренессанс Капитала» Алексей Булгаков.

Пока неизвестно, будут ли размещать свои ЗО «Полюс» и Алроса. В группе DME (аэропорт «Домодедово») сказали «Коммерсанту», что выпустят замещающие облигации в конце первого — начале второго квартала 2024 года. Управляющий директор по привлечению на рынках капитала Альфа-банка Юлия Колесова сообщила, что у банка «нет основания обращаться в правительственную комиссию за разрешением не замещать свои еврооблигации».

В прошлом году прошло 51 размещение, общий объем ЗО составила $13,5 млрд. По сравнению с 2022 годом, суммарная стоимость выросла в 1,8 раз, а число эмитентов удвоилось. Среди них были и финансовые организации: Альфа-банк (замещал рублевые евробонды), Совкомбанк, Тинькофф-банк и ГТЛК.

Тем не менее, эмитенты не успели заместить евробонды до 1 января 2024 года. Такой срок был определен указом президента. В декабре 2023 года он был продлен на полгода. Многие компании сначала предполагали, что смогут легко получить разрешение правительственной комиссии не замещать евробонды и потому затягивали выпуск ЗО, объяснил «Интерфаксу» замминистра финансов Алексей Моисеев. Однако к 2024 году такое разрешение было выдано только трем эмитентам: «Северстали», «Уралкалию» и ВЭБ. В результате, по словам Моисеева, сейчас ЗО вынуждены размещать «даже те, кто изначально категорически не хотел этого делать».

Одновременно с ростом объема бондов в 2023 году, ставки по облигациям стали снижаться. За прошлый год доходнсть по выпускам первого эшелона уменьшилась с 8–10% до 5–7% годовых. «Дальнейшее снижение ставок по ЗО в принципе возможно, так как у массового российского инвестора мало вариантов для инвестиций, номинированных в долларах и евро, но потенциал у него достаточно ограничен», — отметил ачальник управления инвестиционного анализа Совкомбанка Дмитрий Никонов. При этом он добавил, что если падение продолжится, то замещающие бонды начнут испытывать конкуренцию со стороны юаневых облигаций.

Больше 70% всех ЗО пришлось на бонды в долларовом номинале. Кроме того, замещались бумаги в евро и фунтах стерлингов, а также впервые в швейцарских франках и рублях. Средний показатель замещения за два года составил 54% от номинального объема евробондов. Наиболее активно замещались рублевые облигации и отдельные выпуски в долларов, в которых показатель достигал 82–84%.