Эксперимент с маркировкой импортного алкоголя в России хотят продлить

Бутылки с крепким спиртным, ввезенные из-за рубежа, с июня 2021 года разрешили оклеивать федеральными специальными марками на территории России, а не только за ее пределами, как это было ранее. Такой эксперимент проходит уже в десяти регионах страны. Его должны были закончить 31 мая 2024 года. Но законодатели предложили продлить тестирование этих норм еще на два года, чтобы посмотреть, возможно ли ввести их на постоянной основе для всей территории страны. Такой законопроект группа сенаторов и депутатов внесла в ноябре 2023 года в Госдуму. Некоторые эксперты полагают, что нужно как можно быстрее вообще запретить оклейку импортного алкоголя за рубежом, чтобы не поддерживать экономику недружественных стран. Что даст проведение маркировки ввозимого алкоголя на складах на территории нашей страны компаниям-импортерам и потребителям, разбиралась «Парламентская газета».

Эксперимент с маркировкой импортного алкоголя в России хотят продлить
© Парламентская газета

Для чего нужна маркировка

Согласно действующим нормам, крепкие и средней крепости напитки, как российские, так и ввезенные из других стран, маркируются федеральными специальными марками (ФСМ). Это наклейки с двухмерным штриховым кодом, в котором зашифрована информация из реестра Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. То есть наименование, крепость, объем напитка, информация о его производителе и реализации.

Проверить ФСМ на подлинность можно на Едином социальном портале алкогольного рынка или в мобильном приложении «Антиконтрафакт Алко». Нанесенная на бутылку федеральная специальная марка удостоверяет законность производства напитка и легальность ввоза его из-за рубежа, напоминают на сайте Росалкогольтабакконтроля.

Очистить рынок от суррогата

В июне 2021 года в России начали проводить эксперимент, при котором немаркированный крепкий и средней крепости импортный алкоголь можно ввозить в страну и маркировать уже в России, на специальных складах.

Раньше его нужно было оклеивать за рубежом — непосредственно на производстве либо в перевалочном пункте следования, такие услуги, как правило, предоставляют склады Эстонии, Латвии, Литвы, Финляндии, рассказал «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по экономической политике Сергей Алтухов.

«За все время проведения эксперимента увеличилось число его участников — сейчас в нем задействовано 16 таможенных складов, 13 складов временного хранения и 97 организаций — импортеров алкогольной продукции. Он проводится на территориях Москвы, Санкт-Петербурга, Брянской, Владимирской, Калининградской, Ленинградской, Московской и Смоленской областей, Краснодарского края, Татарстана», — напомнил политик. Сегодня, по его словам, стоит задача — установить тотальный контроль за оборотом алкоголя для очищения рынка от суррогатной опасной продукции. И законопроект, предложенный сенаторами и депутатами, продлевающий эксперимент с маркировкой импортного алкоголя в России до 31 мая 2026 года, как раз нацелен на это.

«Из-за санкционного давления логистические цепочки поставок нарушены и есть риск, что импортеры будут лишены возможности маркировать продукцию на территории недружественных России стран», — предупредил депутат. «Кроме того, есть определенные вопросы и позиции стран, входящих в ЕАЭС», — обратил внимание депутат. Поэтому логично было бы продлить эксперимент и расширить число его участников, считает он. «Рассчитываем в ближайшее время получить отзыв Правительства на данную инициативу. Если заключение будет положительным — законопроект может быть принят в приоритетном порядке», — сообщил политик. Скорее всего, документ рассмотрят в весеннюю сессию, полагает он.

Не нужно кормить врагов

Несмотря на то что целому ряду регионов РФ дали право маркировать импортную алкогольную продукцию и создавать специальные склады, страны Прибалтики продолжают зарабатывать на этом деньги, и это неправильно, сказал «Парламентской газете» руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. По его словам, в основном весь импортный алкоголь маркируется именно в странах Балтии.

«Эксперимент (по маркировке импортного алкоголя в России. — Прим. ред.) необходимо не продлять, а, наоборот, сворачивать и переводить это в нормальный процесс, распространить на всю страну», — сказал эксперт. Сейчас в Россию, по его словам, ввозят более 500 миллионов литров маркируемой алкогольной продукции в год, и деньги, связанные с ее маркировкой, должны оставаться в нашей стране. «Нужно, чтобы российские компании зарабатывали на этом и российские рабочие получали зарплаты с этого процесса. Вместо этого мы даем возможность зарабатывать прибалтийским странам, кормим недругов, которые ведут откровенную антироссийскую политику», — сказал эксперт.

Как можно быстрее нужно запретить оклейку ввозимого в Россию алкоголя за рубежом, уверен Дробиз. По его мнению, в России есть все возможности создать необходимую инфраструктуру в регионах для маркировки всего импортного алкоголя, если будет принято соответствующее решение.

В то же время оклейка алкоголя в России по высоким тарифам нерентабельна в сравнении с маркировкой за рубежом, ранее сказал «Известиям» ответственный секретарь подкомитета «Деловой России» по продовольственной торговле Станислав Богданов. Дальнейшее проведение эксперимента, по его мнению, позволит расширить количество складов, на которых возможна оклейка. И затем, как рассчитывают в организации, должно быть принято позитивное решение о праве маркировки импортного алкоголя на всей территории РФ, добавил эксперт.