Эксперты считают, что ситуация в Красном море не повлияет на российский флот

МОСКВА, 17 января. /Корр. ТАСС Мария Браништи/. Обострение военного конфликта в районе Красного моря значительно не повлияет на перевозки российских компаний через Суэцкий канал, считают опрошенные ТАСС эксперты, так как регион вокруг Красного моря всегда был непростым для судоходных компаний.

О ситуации в Красном море

После обострения палестино-израильского конфликта в секторе Газа представители йеменского мятежного движения "Ансар Аллах" (хуситы) заявили, что будут наносить удары по территории Израиля и не позволят связанным с ним судам проходить через воды Красного моря и Баб-эль- Мандебского пролива, пока операция в палестинском анклаве не будет прекращена. С середины ноября несколько коммерческих и военных судов в Красном море были атакованы с подконтрольной йеменскому мятежному движению "Ансар Аллах" территории. И хотя хуситы заявляют, что наносят удары по израильским судам, опасность для остальных гражданских судов также существует. По данным Центрального командования Вооруженных сил США, с 19 ноября 2023 года было атаковано более 26 кораблей и гражданских судов в Красном море. А глава управления Суэцкого канала Усама Рабиа на этой неделе заявлял, что за 15 дней января количество судов, прошедших по Суэцкому каналу, сократилось на 30% по сравнению с тем же периодом 2023 года.

Многие глобальные судоходные компании перенаправляют суда в обход Красного моря и изменяют логистику доставки грузов. Это повлечет за собой повышение стоимости грузоперевозок и увеличение сроков доставки, полагают эксперты. При этом некоторые эксперты считают, что Севморпуть может стать альтернативным маршрутом для судов и сократить время доставки, а также позволит снизить цену, в случае раскатки торгового пути.

Опрошенные ТАСС аналитики отмечают, что в мировой торговле наблюдается нарушение глобальных цепочек поставок и повышение оплаты за грузоперевозку, что повлечет за собой возможность роста цен как на товары, так и на сырье.

Риски для российского судоходства

При этом несколько опрошенных ТАСС экспертов считают, что даже при такой ситуации риски для российского флота малы. Независимый аналитик Елена Сахнова напомнила, что хуситы подвергают атакам исключительно израильские суда и считает, что теоретически российские суда не должны попадать под эти атаки. Поэтому "конкретно для российского флота пока риски не такие большие, но, несомненно, за ситуацией надо дальше наблюдать", подчеркнула она.

Такого же мнения придерживается старший директор по корпоративным рейтингам агентства "Эксперт РА" Игорь Смирнов. "Суэцкий канал и не думал замирать, по данным профильным мониторинговых ресурсов, трафик в регионе все еще мощный. Атакующие в явном виде заявляют о достаточно четко выраженных целях. С учетом роли и размера российского флота, риски для него малы", - считает он.

Генеральный директор Infoline-аналитика Михаил Бурмистров полагает, что для российского судоходства риски примерно сопоставимы с теми же, что и в целом при прохождении через Красное море.

С другой стороны, российская судоходная компания "Совкомфлот" накануне сообщила, что отдельные текущие рейсы через Красное море выполняются согласно действующему протоколу безопасности, но при этом из-за эскалации конфликта не может спрогнозировать, будет ли компания продолжать постоянную работу по маршрутам в регионе.

"Опасность для мореплавания в районе Красного моря и Аденского залива существовала всегда. При ее обострении компанией производится оценка ситуации на предмет безопасности движения флота. Из-за эскалации военных действий в регионе на сегодняшний момент невозможно спрогнозировать, будет ли компания продолжать в нем постоянную работу", - отметили в компании, добавив, что также рассматривают и альтернативные маршруты.

Транспортировка грузов по Суэцкому каналу для всех участников маршрута становится более рискованной, отмечает эксперт аналитического центра "Яков и партнеры" Анна Волкова.

"Был прецедент, когда недалеко от йеменского порта Аден судно без опознавательных знаков сообщило о падении ракеты в воду примерно в 400-500 м от него. Нельзя исключать подобной ситуации для гражданских судов, перевозящих товары для России, - добавила она. - В настоящий момент ряд судоходных линий, включая лидеров контейнерных перевозок из Европы: MCS, Maersk и Hapag-Lloyd, изменили маршрут своих судов вокруг Южной Африки, чтобы избежать прохождения через Аденский залив вблизи территории Йемена. Это решение сопряжено с увеличением стоимости и длины маршрута (примерно на 11 дней), но позволяет избежать рисков военного нападения хуситов на гражданские суда".

Перспективы использования Севморпути

Одним из альтернативных маршрутов для обхода Красного моря может стать Северный морской путь.

"Эскалация напряженности в Суэцком канале и, как следствие, значительное удлинение логистических цепочек, влияют на потенциал развития альтернативных маршрутов морской транспортировки грузов. Возрастает роль транспортного коридора Северного морского пути в качестве глобального маршрута по доставке транзитных грузов из Азии в Европу и обратно", - заявили ТАСС в пресс-службе "Совкомфлота".

В группе "Дело" также отметили рост перевозок через Дальний Восток, одним из факторов которого стала ситуация в Красном море.

"Ситуация в Красном море оказывает влияние на движение контейнеров из Азии, в частности, Китая, Вьетнама и Индии, их срок доставки в порты Черного моря и Балтики. Вместе с тем мы видим увеличение объемов отгрузок через Дальний Восток, это происходит на фоне нескольких факторов и ситуация в Красном море - это одна из них", - отметили в компании.

Привлекательность Севморпути отметила и независимый аналитик Елена Сахнова. По ее мнению, с помощью СМП сроки доставки могут быть укорочены в два-три раза. Но при этом аналитик отметила, что снижения стоимости перевозки можно будет добиться только после того, как маршрут "раскатают".

Однако старший директор по корпоративным рейтингам агентства "Эксперт РА" Игорь Смирнов считает, что Севморпуть "требует специализированного флота" и он "в явном виде находится в зоне интересов РФ и требует проводки ледоколами". По его словам, с учетом международного статуса крупнейших перевозчиков, им вряд ли станет более интересно работать в этом регионе.

Аналогичного мнения придерживается управляющий партнер ООО "Инфра проекты" Алексей Безбородов. Он подчеркнул, что "морской путь требует ещё длительной подготовки, большой работы и активных инвестиций со стороны частников и государства".

"Россия может предложить две альтернативы Суэцкому каналу: СМП и ТК "Север-Юг". Оба маршрута в текущих условиях не привлекут значимых дополнительных объемов за счет переключения иностранных судовладельцев с Суэца. Дело в том, что навигация иностранных судов через СМП осложнена как геополитическим конфликтом с недружественными странами, так и необходимостью расширения флота ледового плавания для транспортировки грузов", - солидарна Анна Волкова из "Яков и партнеры".