Эксперт ПИУ РАНХиГС об обеспечении технологического суверенитета

Россия нацелена на обеспечение своего технологического суверенитета и внедрение в производство новейших технологий. В 2023 году российская промышленность достигла значительных результатов в создании импортозамещенной продукции и наращивании объёмов производства. Так, к примеру, «с нуля» была создана платформа электропоезда «Иволга» отечественной разработки, а каждый пятый энергонасыщенный трактор, выпускаемый в мире, сходит с конвейеров российских производителей (источник: ТАСС). Эксперт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, доцент кафедры корпоративной экономики Владимир Гусев провел анализ технологического развития России: «В настоящее время, в связи с обострением мировой политической нестабильности и введением многих пакетов санкций против РФ как государства и отраслей российского бизнеса ведущие мировые государства снова не поставляют в Россию передовые технологии и многие виды сложного оборудования, те же самолеты, автомобили, сельскохозяйственную технику, оборудование для разработки сырьевых месторождений, компьютерную технику, средства связи, программные продукты и так далее. Некоторые виды критически значимой для РФ продукции наша страна ввозит по системе параллельного импорта, в обход существующих санкций, а некоторые виды продукции запрещены к вывозу из России. Поэтому в России встает вопрос о технологическом суверенитете, о производстве российских аналогов критически важной для народного хозяйства продукции. И многое в этом направлении уже делается. Например, при отсутствии поставок в Россию самолетов ведущих зарубежных производителей «Боинг» и «Аэрбас» в России встал вопрос о возрождении самолетов российских авиационных марок «Ил» и «Ту», а также о производстве новых, современных самолетов «Сухой Суперджет» и «МС-21» на полностью российской технологической основе. В частности, дело касается авиационных турбовентиляторных двигателей ПД – 14, серийные поставки которых на российские предприятия авиапрома начнутся в 2024 году. Российские судостроительные верфи в данный момент строят около 60 речных судов. Всего в России до 2028 года планируется построить 260 гражданских судов с привлечением средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Развитие данной отрасли поможет оживить внутренний туризм в Российской Федерации. Петербургский тракторный завод (входит в ГК «Кировский завод») при поддержке федерального Фонда развития промышленности запустит производство деталей для сельскохозяйственной, строительно-дорожной и коммунальной техники в 2024 году. Общий объем инвестиций в проект составит 10 млрд. рублей. Ранее в 2023 году «Кировский завод» запустил новые модели техники с системами точного земледелия, навигации и автопилотирования отечественного производства. Акционерное общество «РЖД» в 2023 году приобрело 557 локомотивов отечественного производства. Всего на обновление тягового подвижного состава в РЖД в прошлом году было направлено 129 млрд. рублей. В 2023 году ОАО «РЖД» направило на обновление тягового подвижного состава 129 млрд рублей. На сеть железных дорог поступило 557 локомотивов. Все они – отечественного производства. Всего в структуре закупок компании наблюдается 310 электровозов, в том числе 282 грузовых и 247 тепловозов, из них 4 пассажирских тепловоза ТЭП70БС. Парк грузовых тепловозов также пополнили 12 новых импортозамещенных локомотивов серии 3ТЭ28, сообщила компания. 209 новых машин пополнили парки локомотивных депо Восточного полигона и работают в следующих депо – Абакан (Хакасия), Чита (Забайкальский край), Смоляниново (Приморский край), Комсомольск (Хабаровский край) и Зима (Иркутская область). Производство высокотехнологичной гидравлики с инвестициями около 4,9 млрд. рублей запустят в Екатеринбурге. Специальный инвестиционный контракт, направленный на запуск проекта, заключили вице-премьер – глава Минпромторга России Денис Мантуров, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и руководство производственного предприятия «Пневмостроймашина». В Екатеринбурге будет запущено производство высокотехнологичной гидравлики. Реализация проекта позволит создать импортозамещающее производство аксиально-поршневых гидромашин и значительно увеличить долю продукции завода «Пневмостроймашина» на рынке гидравлики России. Объем инвестиций в проект оцениваются в сумму порядка 4,9 млрд. рублей. Большую роль в будущем технологическом развитии РФ призваны играть индустриальные парки. Например, промышленный технопарк для инновационных импортозамещающих предприятий в сфере машиностроения, приборостроения, легкой промышленности в ближайшие годы намерены построить в городе Череповце Вологодской области. На создание площадки и инженерной инфраструктуры планируется привлечь 1,5 млрд. рублей из федерального, областного и местного бюджетов. Промышленный технопарк в Череповце будет создан для будущих импортозамещающих производств в сфере машиностроения, приборостроения, легкой промышленности, обрабатывающих отраслей. Рассматриваются производства обязательно с инновационной и научной составляющей. Будет создана благоприятная технологическая среда для инновационных проектов. Все предприятия, зарегистрированные в Череповце и осуществляющие свою деятельность на территории города, могут стать резидентами территории опережающего развития (ТОР) «Череповец», получать льготы и преференции. На данный момент ведется проектирование технопарка. Отметим, что аналогичная деятельность ведется и в Саратове, где в настоящее время проектируется индустриальный парк «Столыпинский». Ожидается, что пул промышленных предприятий появится в течение двух ближайших лет близ поселка Соколовый Гагаринского района. На площади в 84 гектара планируется разместить 22 производства с такими видами деятельности, как машиностроение, производство транспортных средств, специальной техники и запасных частей, предметов бытовой химии, медицинской продукции, строительных материалов. В настоящее время идет подвод коммуникаций к промышленным площадкам, ведутся переговоры с потенциальными инвесторами. По мнению директора Центра развития Саратовской агломерации и индустриальных парков Дмитрия Аяцкова, программа по возрождению региональной промышленности Саратовской области включает пять экологически чистых индустриальных парков: «В настоящее время по всей России подано более трехсот заявок на создание парков. Порядка пятидесяти парков уже довольно успешно работают. Мы изучали их опыт. На территории Саратовской области планируется создать пять индустриальных парков: два в Саратове, по одному в Энгельсе, Балакове и Балашове. Главное – найти землю промышленного назначения». Безусловно, вопросы технологического развития и технологического суверенитета должны находиться во главе угла российской внешней и внутренней политики. В настоящее время, в непростой для нашей Родины период нужно строить такую экономику, которая была бы независимой от ведущих мировых технологических акторов, недружественных России стран, позволяла бы насыщать внутренний рынок важной для экономики продукцией, успешно поставлять передовые образцы продукции на экспорт, добиваться полного технологического и экономического суверенитета Российской Федерации в глобальном мировом хозяйстве. А для этого нужно как создавать новые технологии, так и возрождать лучший опыт наших великих предшественников, инженеров, изобретателей и конструкторов».