На Украине заявили, что экспорт из порта Одессы превысил показатели двухлетней давности
МОСКВА, 13 февраля. /ТАСС/. Украина вывозит из порта Одессы больше товаров, чем перед началом конфликта с РФ, что компенсирует Киеву недостающие объемы из-за закрытого порта в Николаеве. Об этом сообщил министр агрополитики и продовольствия Украины Николай Сольский в интервью польскому порталу Onet.pl.
"Если речь идет о числах, нам удалось достигнуть тех же объемов [экспорта морским путем], какие были перед войной [с РФ]. Теперь из Одессы вывозится даже больше, чем перед полномасштабным вторжением. Это компенсирует [недостающие объемы] из-за неработающих портов в Николаеве", - отметил он. Сольский сообщил, что в декабре 2023 года Украина вывезла 7,3 млн тонн зерна и нефти, из них 5 млн морским путем. Министр подчеркнул, что большинству украинских фермеров более выгодно вывозить зерно через порт в Одессе, чем сухопутным путем транзитом через Польшу, Венгрию или Словакию.
В августе 2023 года Вооруженные силы Украины объявили о так называемых временных коридорах в Черном море для торговых судов, идущих из или в порты Одессы, Черноморска и Южного. При этом в Киеве предупредили, что на маршруте сохраняются военная угроза и минная опасность, поэтому к проходу допускают суда, чьи владельцы и капитаны "официально подтверждают готовность к плаванию в данных условиях". Утверждалось, что маршруты будут в первую очередь использоваться для возможности выхода гражданских судов, находящихся в украинских портах с конца февраля 2022 года.
В июле 2023 года РФ отказалась продолжать участие в заключенной за год до того зерновой сделке, предусматривавшей безопасный вывоз украинского зерна по Черному морю и создание условий для экспорта сельхозпродукции и удобрений из России, поскольку другие страны не выполнили свои обязательства в той части договоренностей, которая касалась поставок российской продукции на мировой рынок. Позднее Минобороны РФ заявило, что Москва из-за прекращения зерновой сделки с полуночи 20 июля будет считать все суда, которые следуют в украинские порты по Черному морю, перевозчиками грузов военного назначения, а страны флага таких судов будут считаться вовлеченными в украинский конфликт на стороне Киева.