Войти в почту

Зачем в ЦФО пытаются ввозить вторсырье из-за рубежа

Около 90 фур, перевозивших свыше 1,1 тысячи тонн отходов, не пропустили в страну сотрудники Смоленской таможни за 2023 год.

Зачем в ЦФО пытаются ввозить вторсырье из-за рубежа
© Российская Газета

- Мобильные группы возвратили на территорию Беларуси 836 тонн полимерных отходов, 118 тонн лома металлов, 77 тонн макулатуры, 66 тонн автомобильных шин и 20 тонн стеклобоя, - сообщил начальник отдела контроля за ввозом и оборотом товаров Илья Зальмензон.

Связано это было либо с запретом на ввоз, либо с отсутствием необходимых разрешительных документов. Порядок ввоза вторсырья закреплен Правилами трансграничного перемещения отходов, утвержденными постановлением правительства РФ от 17.07.2003 г. N 442, напомнили на таможне.

На первый взгляд ситуация парадоксальная: зачем покупать шины или стеклобой за рубежом, если такого добра полно и внутри России? Что до макулатуры и полимерных отходов, то их прием во многих городах за последний год сократился. Закрываются и одиночные, и сетевые пункты сбора вторсырья, поскольку сдавать его на переработку приходится по более низким ценам.

По сравнению с 2022 годом серьезно подешевели все виды вторсырья, отмечал ранее в беседе с "РГ" директор мусоросортировочного завода на полигоне ТКО под Воронежем Игорь Дмитриев:

Сырье из качественно отсортированных отходов очень востребовано зарождающейся российской отраслью переработки

- Цена на пластик снизилась в среднем на 10-15 процентов. На картон - с семи-восьми рублей до четырех. Причин несколько, одна из них, конкретно по картону, в том, что многие производители упаковки, гофротары, на которую идет как раз вторсырье, поставляли ее на экспорт. Этого экспорта стало меньше, соответственно упал и спрос. Пункты сбора вторсырья стали закрываться еще и потому, что переработчики при приемке ставят большой процент засора. То есть они примут этот грязный картон, просто оценят его дешевле. Чистый-то поступает, например, от сетевых ретейлеров. А мы получаем более грязный и влажный картон в силу того, что в области нет системы разделения коммунальных отходов на сухие и мокрые. В Воронеже есть дворы, где установлены специальные разноцветные контейнеры, но люди не соблюдают этого разделения. И достаточно одного пакета с объедками, чтобы испачкать те отходы, из которых можно было бы извлечь качественное вторсырье.

Та же проблема возникает и с другими полезными фракциями. На мусоросортировочных заводах вручную отбирают пластик различных видов (ПЭТ, ПНД, ПВД, полипропиленовые ящики, канистры). Но выхватывать с ленты транспортера, скажем, невесомые одноразовые контейнеры из-под тортов или готовой еды на данный момент невозможно: их не удастся сдать с прибылью, которая бы оправдала наем дополнительных рабочих.

- У нас был подобный опыт. Это нецелесообразно, - подчеркнул Дмитриев. - Мы отберем эту фракцию, отвезем переработчику - тот зафиксирует засор 50 процентов, и доходы от сдачи не покроют даже стоимости перевозки. Конечно, пытаемся справляться с изменением экономических условий. Делаем упор на сортировку основных видов пластика, более дорогих фракций, которые можно выгодно реализовать. Пул переработчиков в целом не меняется. Картон возим в Липецк, стекло - в Ростов (с тех пор как завод РАСКО в Воронеже обанкротился), металлы - в Волгоградскую область. Основные виды пластика перерабатывают в Воронеже, Подмосковье, Владимире, Белгороде. Резину принимают в Московской области. Отбираем пленки, тетрапак, черный металл и алюминиевые банки... В год мы принимаем 440 тысяч тонн ТКО, из них 65-85 тысяч - крупногабаритные отходы, которые не проходят сортировку. На переработку отправляется около двух тысяч тонн.

Неужели импорт отходов для переработчиков выгоднее, чем сбор и покупка вторсырья внутри страны? Выходит, что да.

- Подавляющая часть отходов, проходящих через Смоленскую таможню, идет не из Беларуси, а из стран Восточной Европы. Качество сортировки и подготовки вторсырья там выше, чем в России. А стоимость и необходимость переработки накапливаемых отходов вынуждает сборщиков снижать цены и искать пути провоза их к местам дешевой переработки. Одним из таких мест, безусловно, является Россия, - пояснила "РГ" кандидат экономических наук, заведующая кафедрой политической экономии и истории экономической науки РЭУ имени Г. В. Плеханова Светлана Мудрова. - Увеличение потока вызвано резким подорожанием стоимости переработки отходов в Европе. Так, стоимость электроэнергии в Краковском воеводстве (Польша) в пересчете со злотых составляет сейчас 25-28 рублей за киловатт-час. Для сравнения: в Московской области, одном из самых дорогих регионов России, тарифы установлены на уровне семи - девяти рублей за киловатт-час. Существенно выросла в Европе и заработная плата в сфере переработки, до 1000-1200 евро на человека.

Обязательства по утилизации отходов в ЕС действуют примерно с 2000 года и с каждым годом ужесточаются. В России же эти обязательства начинают работать только с 2024-го с перспективой ужесточения в течение трех лет, отметила эксперт. По ее словам, многие промышленные предприятия до сих пор не сортируют своих отходов и отправляют их сразу на полигоны.

- Между тем сырье из качественно отсортированных отходов очень востребовано зарождающейся российской отраслью переработки. Продукция, изготовленная из вторичного сырья, на 30-40 процентов дешевле, чем из первичного, и практически не уступает ей по качеству, - добавила Мудрова. - И пока в России не заработает в полной мере программа, которая вынудит предприятия организовывать качественную сортировку и подготовку собственных отходов для переработки, переработчики будут искать пути получения недорогих отходов из Европы. Не приходится сомневаться, что с 2024 года ситуация начнет меняться в лучшую сторону. Однако хотелось бы сразу обратить внимание на серьезную проблему, которая нас ожидает. В России отсутствует эффективная и доступная связь между генераторами отходов и предприятиями-переработчиками. До сих пор не существует единой информационной площадки, где генераторы отходов могли бы размещать свои предложения, а переработчики - приобретать вторсырье. Вузы вместе с индустриальными партнерами готовы предоставить участникам рынка данные исследований и разработки в сфере зеленой экономики.