Ни капли виски мимо кассы

Импортные виски и коньяки должны пройти маркировку, чтобы оборот такого спиртного можно было контролировать. С 2021 года оклеивать специальными марками бутылки из-за границы разрешили на территории России, а не только за ее пределами, как было ранее. Такой эксперимент, в котором участвуют десятки складов и импортеров, проходит сейчас в десяти регионах и должен завершиться 31 мая 2024 года. Однако парламентарии предложили продлить тестирование еще на два года, чтобы оценить, возможно ли ввести маркировку на постоянной основе на всей территории страны. Соответствующий законопроект приняли депутаты Госдумы в первом чтении 13 февраля. «Парламентская газета» выслушала доводы законодателей и выяснила, что еще подлежит маркировке в России.

Ни капли виски мимо кассы
© Парламентская газета

Обнаружить контрафакт

Крепкие и средней крепости спиртные напитки, как российские, так и импортные, маркируют федеральными специальными марками (ФСМ). В наклейке с двухмерным штриховым кодом зашифрована информация из реестра Единой государственной автоматизированной информационной системы: наименование, крепость, объем и производитель. Только эта специальная марка удостоверяет законность производства алкоголя и легальность его ввоза из-за рубежа, указано на сайте Росалкогольтабакконтроля.

Маркировка импортного спиртного перед ввозом в Россию стала обязательна с 2006 года и обычно была заботой производителя. Такую услугу предлагали и крупные логистические центры в Прибалтике. В 2021 году в России приняли закон, упрощающий маркировку импортного алкоголя. В рамках эксперимента спиртное можно было ввозить и маркировать уже на территории страны на специальных складах, чтобы снизить издержки поставщиков.

Законодательно оформленный эксперимент должен был продлиться три года, чтобы протестировать возможности таможенных складов для проведения этой процедуры, организовать взаимодействие участников рынка и контролирующих органов и оценить целесообразность маркировки импортного алкоголя на территории России на постоянной основе.

Эксперимент сейчас проходит в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Брянской, Владимирской, Калининградской, Ленинградской и Смоленской областях, Краснодарском крае и Татарстане. В нем принимают участие 16 таможенных складов, 13 складов временного хранения и 97 организаций — импортеров алкоголя. 

Из Калининграда — на всю страну

В пояснительной записке уже к новому законопроекту о продлении эксперимента до 31 мая 2026 года обозначены главные успехи почти трех лет его реализации: количество участников — увеличилось, а территория проведения — расширилась.

Авторы документа, депутаты и сенаторы, считают, что из-за сложившейся геополитической и экономической ситуации недружественные страны могут на своих территориях ввести запрет на маркировку ФСМ поставляемого в Россию алкоголя, а продление эксперимента позволит сформировать новые логистические маршруты, создать новые инфраструктурные объекты и объективно оценить возможность переноса на территорию страны маркировки всего ввозимого алкоголя.

«Эксперимент сначала касался только Калининградской области и преследовал цель перевода маркировки в режиме таможенного склада из прибалтийских стран на территорию российской юрисдикции. В ходе эксперимента количество регионов, которые воспользовались этим правом, увеличилось до десяти, появились новые инфраструктурные объекты. И самое главное — мы минимизировали санкционные риски», — пояснил соавтор законопроекта, представлявший его в Госдуме, сенатор Сергей Рябухин.

Зампред Комитета Госдумы по экономической политике Сергей Алтухов, выступавший на заседании содокладчиком, отметил также, что перевод в Россию всех процедур, связанных с маркировкой ФСП импортируемого алкоголя, было очень правильным и своевременным решением. И сегодня возвращать эти процедуры на территорию недружественных стран было бы просто нецелесообразно.

Маркировать все

Список товаров, подлежащих обязательной маркировке в России, постоянно растет. В идеале она должна охватить все товары, производимые в стране и ввозимые из-за рубежа, для исключения контрафакта.

В национальной системе прослеживаемости товаров «Честный знак» маркировать продукцию должны компании и ИП, которые занимаются производством, импортом, оптовой и розничной торговлей товарами. 

Помимо алкоголя, обязательной маркировке сейчас подлежат сигареты, табак для кальяна и вейпы, духи и туалетная вода, шины и покрышки, одежда из кожи, пальто и ветровки, блузки, постельное белье и полотенца, обувь, фотовспышки и фотокамеры, сыры и мороженое, молочная продукция, бутилированная питьевая вода, пиво, в том числе безалкогольное, пивные напитки, сидр, фруктовые соки и компоты, квасы и морсы, а также ортопедическая обувь, слуховые аппараты, ряд других медизделий и биодобавки.

Маркировка велосипедов и рам, воды для детского питания, а также икры лососевых и осетровых рыб станет обязательной с 1 сентября 2024 года.

Производство, продажа, хранение и покупка товаров без маркировки преследуются по закону. Например, отсутствие маркировки или поддельный код грозят штрафом до 300 тысяч рублей, а за нарушения в крупном размере может последовать и уголовная ответственность, вплоть до лишения свободы.