Калининград стал хабом для трансграничной торговли через маркетплейсы

На 30 процентов увеличилось количество оформленных на калининградской таможне заграничных товаров за те полгода, что в регионе действует первый в стране эксперимент по упрощению торговли через онлайн-магазины. Корреспондент "РГ" выяснил, почему он оказался выгоден и производителям, и покупателям, и как его еще необходимо доработать.

Калининград стал хабом для трансграничной торговли через маркетплейсы
© Российская Газета

В первую очередь он оказался полезен небольшим калининградским предприятиям, которым теперь проще отправлять свою продукцию в другие регионы страны. Чаще всего клиенты заказывают спортивный инвентарь, некрупную бытовую технику и различные мелочи для дома. Однако следует уточнить, что пересылать товары можно только в адрес физических лиц - клиентов интернет-магазинов. При этом нужно уложиться в определенные нормативы: общая стоимость - не более одной тысячи евро, а вес - 31 килограмм на человека.

О промышленных партиях речь не идет: в эксперименте участвуют только штучные товары, которые покупаются для личного потребления. Если заказать условно 15 комплектов постельного белья, то у таможенных органов могут возникнуть вопросы. В таком случае придется доказывать, что купленный товар не является торговой партией и предназначен для личного использования. "Представьте компанию, производящую одежду и продающую часть продукции через официальный сайт. В рамках эксперимента у нее появилась возможность перевезти ассортимент товаров в Калининград на склад, поместить под процедуру свободной таможенной зоны (СТЗ) и отправлять купленные физлицами вещи по всей стране. Пошлины и налоги благодаря особому статусу региона не уплачиваются, поэтому компания не несет дополнительных издержек", - рассказал руководитель департамента поддержки экспортно ориентированного предпринимательства и кластерного развития центра "Мой бизнес" Павел Козлов.

В первую очередь эксперимент оказался полезен небольшим калининградским предприятиям, которым теперь проще отправлять продукцию в другие регионы

Посредником между маркетплейсом и покупателем в данном случае выступают таможенные представители, которые занимаются декларированием товаров. Ведь априори все зарубежные покупки, помещенные под процедуру СТЗ, сохраняют свой иностранный статус. И для дальнейшей отправки за пределы Калининградской области их нужно растаможить. Работу по декларированию как раз и берут на себя брокеры. "Один из наших клиентов производит насосы для аквариумов. Они очень компактные и умещаются в коробочку размером с пачку сигарет. Стоимость такого изделия - не больше одной тысячи рублей. Из-за особенностей нашего региона продавцу каждый раз приходилось доказывать, что этот товар не является иностранным и может быть вывезен отсюда без уплаты пошлин. Эксперимент избавил его от этих проблем. Нам передают товар, мы оформляем все документы за 15 минут. Затем его осматривает и пломбирует таможня. Если все в порядке, то заказ в течение суток направляют в пункт выпуска, а дальше - покупателю", - прокомментировал таможенный представитель Игорь Цедрик.

Пломбирование - одно из главных нововведений эксперимента, которое вдвое ускорило прохождение таможни. Теперь заказанный на маркетплейсе товар осматривают в регионе один раз. Если все в порядке, то упаковку запечатывают и скрепляют металлической пломбой. На других постах таможенники просто проверяют ее целостность. По словам замначальника Калининградского почтового таможенного поста Светланы Малышевой, повторно такой товар уже не осматривается. Если нет нарушений, его передают оператору для пересылки. Это экономит время. В качестве примера можно привести посылки из Китая. Через Калининград импортный товар приедет в столичный регион быстрее, чем при прямом заказе из Поднебесной. Особенно если он уже хранится на складе в эксклаве, а не Европе, как раньше. Причем, по примерным оценкам, ту же пару обуви в таком случае можно купить на полторы тысячи рублей дешевле.

Калининградский бизнес упрощение интернет-торговли воспринял с энтузиазмом. Для многих вхождение в эксперимент стало своеобразным окном в "большую" Россию. Так, например, региональная компания, занимающаяся продажей велосипедов из Азии, уже расширяет собственную сеть. Раньше поставлять продукцию в другие субъекты страны предприниматели не могли из-за таможенных ограничений. Сейчас это стало возможным.

Но эксперимент все еще требует доработки. Основные трудности возникают, как ни парадоксально, с маркетплейсами. Дело в том, что покупатель обязательно должен предоставить таможенным представителям паспортные данные и документ об оплате товара. Сделать это удаетсяь не всегда. Например, товары, требующие примерки, оплачивают после получения. А платежный документ нужен уже в момент прихода вещи в Калининградскую область. То же касается и паспортных данных. Не все онлайн-магазины их запрашивают и уж тем более делятся ими с контролирующими органами. Эту проблему еще предстоит решить.

Справка "РГ"

Двухлетний эксперимент по беспошлинной интернет-торговле стартовал 27 июля 2023 года. С этого времени калининградские компании, индивидуальные предприниматели и самозанятые могут продавать и отправлять как ввезенные в регион, так и произведенные в нем товары покупателям в "большую" Россию без уплаты таможенных платежей. Подтверждать статус таких посылок не нужно.