Приморские стивидоры выступают против приоритета перевалки угля в специализированных терминалах

Ранее Правительство РФ действительно предложило дать при перевозках угля приоритет грузопотокам, направляемым на специализированные угольные терминалы, поскольку те осуществляют перевалку быстрее и более технологично, чем универсальные. Федеральные СМИ указывали, что такое решение было связано с жалобой экс-владельца Кузбассразрезугля Андрея Бокарева, связанного с Восточным портом. Тот в письме президенту писал, что порт во Врангеле загружен менее чем на 50%, тогда как половина перевозок угля уходит на непрофильные терминалы Дальнего Востока, занимая значительную долю пропускной способности железных дорог. Об этом предложении общественности стало известно в январе.

Бокарев, как пишет «Коммерсантъ», жаловался в письме на то, что, несмотря на масштабные инвестиции в Восточный порт, в том числе 8 млрд рублей только в экологические мероприятия, железнодорожные перевозки в его адрес с 2020 года снизились на 7%, до 23,9 млн тонн, при доступных мощностях 55 млн тонн. По данным, приведенным в документе, в 2023 году на спецтерминалы приходилось 47,8% объема перевалки экспортного угля в портах Дальнего Востока, или 53,2 млн тонн.

Президент поручил главе ОАО «РЖД» Олегу Белозерову и первому заместителю председателя Правительства Андрею Белоусову проанализировать предложение. В Минтрансе инициативу поддержали. В ОАО «РЖД» сказали, что приветствуют любые инициативы, направленные на оптимизацию перевозочного процесса и оптимальное использование пропускных способностей. В ФАС не нашли в предложении признаков ограничения конкуренции, а лишь уточнили, что понятия «специализированный порт» в законодательстве нет.

Но вот другие стивидоры выступили против этой инициативы и обратились с соответствующим письмом к губернатору Приморского края Олегу Кожемяко. Обращение рассмотрели на профильном комитете в Законодательном собрании региона, а на очередном заседании ЗСПК выступил генеральный директор АО «Находкинский морской торговый порт» (НМТП) Владимир Григорьев. По мнению противников данной инициативы, консолидация угля в одном порту не только не скажется на пропускных способностях Восточного полигона – их как не хватало, так и не будет хватать. Но другие порты в отсутствие своего основного и самого высокомаржинального груза пострадают и будут вынуждены сокращать сотрудников.

«Восточный порт обратился на имя президента Российской Федерации с предложением о перераспределении пропускной способности железных дорог в пользу специализированных терминалов, – говорит В. Григорьев. – Под словом «специализированный» понимается порт, который может обрабатывать навалочные грузы, но законодательно этот термин не определен. Он существует в таком «полупонятийном» статусе, который известен специалистам. Мы же, универсальная стивидорная компания, обращаясь на имя губернатора и депутатов, считаем, что это нецелесообразно в текущей ситуации по нескольким причинам. Пропускная способность железных дорог не поменяется от специализации портов. То есть количество груза останется тем же самым. Вся проблема в развитии сети железных дорог, а не в грузах, которые по ним едут».

Он также отметил, что перераспределение груза создает преимущественные условия для кэптивных компаний, то есть находящихся с портом в одном холдинге. Другие же будут обрабатываться «по остаточному принципу». Это приведет к неконкурентной борьбе и «ценовому ралли» в тарифообразовании. Если уголь передать только в один порт, то массового груза высокого качества для остальных стивидоров не останется. «Теоретически груз в стране есть, но из-за ограничений на железной дороге он сюда приехать не может», – отметил В. Григорьев.

Занятость в НМТП составляет 1100 человек, не считая подрядчиков и смежных организаций, работающих в порту и обслуживающих его. При отсутствии грузовой базы встанет вопрос, на какие средства этих людей содержать. И с такими же проблемами столкнутся другие «неспециализированные» компании. Снижение потока угля в адрес универсальных портов Дальнего Востока, по мнению противников инициативы, также снизит налоговые платежи в бюджет РФ на 4–5 млрд рублей.

«Один из доводов Восточного порта – это более быстрая обработка грузов. Но исторически сложилось так, что мы выгружаем уголь соразмерно не за счет специализации, а за счет большего количества техники и людей. Падение темпов выгрузки угля в зимний период характерно для всех. Груз смерзается, невовремя доставляется. Прошедшая зима тому пример – Восточный порт тоже не справлялся со своим грузом. То есть мы получаем риск, когда у универсальных стивидорных компаний нет угля, а спецтерминал не может его обработать. Возникнет коллапс, который нет нужды допускать», – считает В. Григорьев.

По его информации, отгрузка угля в адрес АО «Восточный порт» на сегодня составляет 974 вагона в сутки. Количество вагонов с углем в адрес этого порта на Дальневосточной железной дороге на сегодня составляет 6556 вагонов, что негативно сказывается на продвижении других составов в границах железной дороги. Только на станциях ДВЖД отставлены от движения 27 груженых поездов в адрес АО «Восточный порт». Малейшее замедление работы стивидора, по словам гендиректора НМТП, приводит к снижению эффективности эксплуатационной работы всего Восточного полигона железных дорог.

Он напомнил еще и о санкциях, которые 23 февраля были введены в отношении ООО «Восточная стивидорная компания», входящего в группу Восточного порта. Подразумевается, что концентрация всего стратегически важного угольного груза в уже подсанкционном порту – прямой путь к ужесточению санкций.

Депутат от КПРФ Эльсевар Габибов спросил, почему на обсуждении этого вопроса нет представителей Восточного порта. В. Григорьев ответил, что они уже озвучили свою позицию ранее на заседании Правительства – она отражена в письме от компании.

Депутат Геннадий Шульга сказал, что поинтересовался тем, что же скрывается за термином «специализированный терминал». Может, он более экологичный и меньше пылит? Нет, жители Врангеля ничего такого не заметили – говорят, пылит как обычно и даже сильнее.

«Мы понимаем, что это будет и разрушение конкуренции, и экономических связей, которые уже сложились, – говорит Г. Шульга. – Я собрал обратную связь у жителей Врангеля, спрашиваю: «Может, меньше стало пылить?» Говорят: «Нет, отнюдь». Привели пример, как занесло углем памятник на кладбище в 10 минутах езды от Врангеля. Поэтому если экологического выхлопа в положительном значении у нас нет в пользу специализированных стивидорных компаний, то вообще эта инициатива не стоит рассмотрения. Мы с точки зрения экологии ничего не приобретаем, а с точки зрения экономики теряем».

Сергей Слепченко заявил, что решение фракции «Единая Россия» об обращении к губернатору есть, предложил коллегам поддержать его. Его однопартиец Игорь Чемерис отметил, что любые экономические изменения напрямую связаны с социальной политикой, поэтому с подобными предложениями нужно быть очень осторожными.

Депутаты вместе со стивидорами попросили губернатора обратиться к Андрею Белоусову с предложением вернуть инициативу АО «Восточный порт» на детальную проработку с участием стивидоров Дальнего Востока, а также уделить внимание реконструкции и модернизации Восточного полигона.