FT: после атак в Красном море вырос спрос на перевозки грузов в Европу через Россию

Атаки хуситов в Красном море привели к росту перевозок по российским железным дорогам. Об этом пишет Financial Times со ссылкой на DHL. С декабря запросы на транспортировку выросли на 40%. Подавляющее число грузов теперь идет через Россию, отметили в логистической компании. При этом отмечается, что санкционный режим все еще соблюдается: товары проходят строгий экспортный контроль. Сухопутный путь из Китая в Россию в два раза быстрее, чем альтернативный морской через мыс Доброй Надежды, который используют для обхода Африки.

FT: после атак в Красном море вырос спрос на перевозки грузов в Европу через Россию
© BFM.RU

На работу российских железных дорог рост спроса никак не влияет, это все еще не максимально возможные значения, поясняет президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин:

— Мы сейчас видим, что у нас есть реальный рост объемов перевозок: где-то, в зависимости от направления, на 25-30%. Количество запросов, наверное, с учетом того, что не каждый запрос заканчивается перевозкой, скорее всего, вырос где-то на 40-45%. На горизонте по конфликту на Красном море действительно видим увеличение транзита через Российскую Федерацию контейнерных перевозок, то есть объемы у нас стали прирастать. Говорить о том, что мы сегодня получили какую-то суперкритическую массу дополнения к тем объемам, которые у нас были, и у нас есть какие-то проблемы при организации транзита, наверное, нельзя. Мы, наверное, сегодня в хороших значениях по приросту, но мы не достигли еще пиковых значений, которые у нас были. Мы в лучшие годы перевозили около одного миллиона тэусов (TEU — единица измерения, равная объему, занимаемому стандартным 20-футовым контейнером. Используется в подсчете вместимости контейнеровозов, контейнерных грузопотоков. — BFM) в транзите, сейчас мы пока до этого показателя в годовом исчислении не дотягиваем. В целом для РЖД рабочая ситуация, транзит вырос — отлично. Ничего такого сверхъестественного для железнодорожной отрасли пока не происходит. Если ехать по сухопутью из Китая в Европу, то это в два раза быстрее, то есть мы где-то можем обеспечить доставку грузов от 15 до 25 дней по железной дороге. Морем, соответственно, если мы говорим даже в обход Африки, то это уже будет, наверное, порядка 45-60 дней.

— Еще какие-то пути по морю есть или только тот, который сейчас существует?

— Либо в обход Африки, либо через Красное море, либо по сухопутью. Еще можно использовать Северный морской путь, он тоже открыт к диалогу, в этом плане администрация Северного морского пути тоже готова рассматривать переключение на себя части объемов.

Спрос на российские железные дороги стал расти с августа прошлого года, отмечает управляющий партнер компании «Инфрапроекты» Алексей Безбородов:

Алексей Безбородов управляющий партнер компании «Инфрапроекты» «Причина этого очень простая, и она заключается в том, что российские железные дороги реально кратно удобнее и быстрее, а порой и дешевле, в зависимости, конечно, от конъюнктуры внешнего рынка, чем наши товарищи судоходные. Последние, кстати, судоходные аварии как раз это еще и показали, что проблема даже не в самих авариях и не в потерях груза, а в том, что страховые возмещения на простейшие инциденты становятся огромным непосильным бременем для грузовладельцев. У РЖД такого не происходит никогда: что бы ни случилось с грузом, виноваты РЖД и РЖД все выплачивают. В чем проблема задающих вопросы о том, справляются ли РЖД? Она заключается в том, что очень много пишут про проблему Восточного полигона, и это понятно, мы все знаем, что там идет гигантская стройка на триллионы рублей, и, в общем, вроде как, казалось бы, куда еще туда транзит подсунуть. Но самое главное в транзите заключается в том, что из Китая в Европу он идет по следующему маршруту, в основном на 70-80%: он идет из середины Китая, доходит до Достыка или Алтынколя, две погранстанции с казахстанской стороны, на китайской границе Казахстана. Там он перекидывается на нашу колею, дальше он идет с юго-востока на северо-запад Казахстана, там он пересекает российско-казахстанскую границу либо в Оренбурге, либо в Саратове, дальше он идет южнее Москвы и выходит через Белоруссию на Европу. Есть и другие маршруты, можно и Забайкальской ехать, можно из Владивостока ехать, но сегодня в основном идет через Казахстан. Никто в данном маршруте не мешает никому, потому что в европейской части Российской Федерации по направлению с юго-востока на запад никаких проблем с проходимостью железных дорог, по сути, нет».

Financial Times также отмечает, что некоторые логистические компании предлагают маршрут мимо России — через Казахстан, Азербайджан и Турцию.

В феврале РЖД сообщали о рекордном объеме перевозок с Китаем. Он вырос на 36% по сравнению с прошлым годом, или на 161 млн тонн.