Новосибирские бизнесмены попросили ЦБ снизить ключевую ставку
В Новосибирске подвели итоги коммуникационной сессии Банка России для бизнеса. Она была организована, что объяснить предпринимателям логику решений ЦБ при повышении ключевой ставки. В течение почти двухчасового разговора предприниматели несколько попросили регулятора о снижении ключевой ставки. BFM-Новосибирск публикует фрагменты самых показательных выступлений и ответ ЦБ на вопрос о том, будет ли услышан бизнес.
Председатель новосибирского областного отделения «Опоры России» Игорь Салов прямо сказал, что предприниматели недовольны политикой Центробанк, и назвал мужественным решение лично общаться с представителями бизнеса:
«Ключевую ставку нужно снижать, однозначно. Никто из нас не понимает, что действительно сейчас запускает инфляционные процессы: геополитические события, рост покупательской способности, спроса. Учитывая уровень вашей компетентности, придумайте что-нибудь другое, чтобы кредиты не были такими дорогими».
«Почему Центробанк борется с инфляцией самым простым способом, ограничивая спрос? Почему нельзя увеличивать предложение, – говорит председатель совета директоров ООО «Ривер Парк» Максим Застрожин. – Как известно, для того, чтобы предприниматели создавали новые основные средства (производства) им необходимы длинные дешевые инвестиционные ресурсы. В нашей стране нет инвестиционных ресурсов для развивития нового производства. Центробанк говорит, что эти деньги печатать больше не могут, так как они пойдут на валютный рынок и опять увеличат инфляцию. Но возможно же создать какие-то условия для использования этих длинных инвестиционных средств, для того чтобы предприниматели развивали новые производства, а не занимались дозагрузкой старого».
Отвечая на вопрос Максима Застрожина, первый заместитель директора департамента денежно-кредитной политики Банка России Андрей Ганган, назвал повышение ставок при инфляции неизбежным решением:
«Нельзя единовременным накачиванием экономики деньгами повысить предложение. Потому что когда вы в моменте даете деньги, это сразу влияет на спрос. Вам кажется, что это инвестиционные деньги, что они, условно говоря, маркированные, но так не бывает. Эти деньги начинают сразу же на втором этапе просачиваться в экономику – в виде зарплат, оплаты поставщикам, которые в свою очередь платят своим партнерами и т.д. и идут на оплату потребительских товаров. А инвестиционный цикл, то есть конечное создание предложения, занимает три - четыре года. В итоге, давая много денег, вы на спрос влияете мгновенно, а на предложение повлияете в лучшем случае через несколько лет. Поэтому приходится балансировать. Понятно, что экономике нужны длинные средства для развития, но при этом надо сделать так, чтобы за время реализации инвестпроекта цены не выросли до такого уровня, что проект не может быть доведен до конца. Нельзя без оглядки на инфляцию давать и давать деньги».
В региональном Минэкономразвития стоят на стороне предпринимателей и тоже считают, что надо искать решения, которые позволили бы модернизировать экономику.
«Если мы проанализируем структуру инвестиций по источникам на сегодняшний день, то кредиты банков занимают 10% по Новосибирской области. По сути дела банки не стали источником инвестиций в экономике и соответственно эта ситуация сильно ограничивает реальную реорганизацию экономики, – сказал заместитель министра экономического развития Новосибирской области Виталий Шовтак. – Реальная модернизация экономики невозможна без серьезного наращивания промышленного производства, особенно машиностроения. Сегодня уровень рентабельности в обрабатывающем производстве в Новосибирской области 10-11%. При ключевой ставке 16% плюс 4%, которые накручивает банк, получается 20%, по сути дела наша обрабатывающая промышленность отрезана от кредитных средств банков. Сейчас основной источник инвестиций это собственные средства предприятий, но они ограничены. Без массового кредитного ресурса мы не можем осуществить модернизацию экономики».
«Действия ЦБ, к сожалению, происходят постфактум, после стремительного роста цен, – говорит финансовый директор АО «Аэропорт Толмачево» Константин Фуряев. – Что в этой ситуации происходит с предприятиями? Мы столкнулись с ростом издержек, у нас выросла себестоимость, дальше нам «прилетает» повышение кредитной нагрузки кратно – с 7% до 16%. Причем, это только ключевая ставка, о марже банка не забываем. И дальше охлаждается спрос на наши услуги. Представители ЦБ говорят, что ситуативное поднятие ставки не страшно в моменте. Возможно это так, для тех, что только начинает какой-то проект: он подумает и его отложит. Но те, кто уже в проектах, кто уже модернизировал свои мощности, построил новые и уже закредитован серьезно, столкнулись с ростом кредитной нагрузки, себестоимости, спрос охладился. Что им делать? Тяжелая ситуация на самом деле».
Первый заместитель директора департамента денежно-кредитной политики Банка России Андрей Ганган, отвечая на вопрос журналиста BFM-Новосибирск, сказал, что все сказанное новосибирскими предпринимателями будет проанализировано и учтено:
«Это нормально, что каждый рассуждает с точки зрения собственного бизнеса. И понятно, что любое предприятие хотело бы иметь дешевый доступный источник финансирования. К сожалению так часто бывает, что на микроуровне, нам кажется одно, а когда, мы смотрим на расстоянии, под другим углом, мы видим совсем другое. В целом достаточно конструктивное было обсуждение. Я надеюсь, что я донес до новосибирских предпринимателей логику кредитно-денежной политики. Да, могут быть альтернативные мнения. Это хорошо и правильно. Нам есть над чем работать. Проблемы, обозначенные бизнесом, будут учтены при обсуждении с руководством Центробанка ключевой ставки».
Очередное заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, состоится 22 марта 2024 года.
Ранее BFM-Новосибирск рассказывал, когда ЦБ ожидает пика инфляции.