Ради «блокады России» Прибалтика убивает собственную экономику

Сотни миллионов евро и десятки миллионов тонн грузоооборота – такими стали потери одной только Латвии и только в прошлом году. И все это из-за попыток возведения «железного занавеса» с Россией. Какие отрасли прибалтийской экономики пострадали сильнее всего, какие еще ограничения хотят вводить против нашей страны местные власти – и чем в итоге это для них обернется?

Ради «блокады России» Прибалтика убивает собственную экономику
© Деловая газета "Взгляд"

В Латвии подсчитывают убытки одной из важнейших отраслей страны – транспортной. В частности, за первые два месяца текущего года порт Риги

перевалил

3,156 млн тонн грузов, что на 12,1% меньше, чем за тот же период 2023 года. Примечательно, что в январе-феврале 2024-го в Рижском порту не переваливался уголь, в то время как за аналогичный период прошлого года было перевалено 707,8 тыс. тонн твердого топлива. В 2023-м грузооборот порта составил 18,794 млн тонн, что на 20,1% меньше 2022 года. Максимальный же грузооборот Рижского свободного порта был зафиксирован в 2014 году – 41 млн тонн. Грузооборот же второго по значению латвийского порта Вентспилс за 2023 год снизился в сравнении с соответствующим периодом прошлого года с 14,7 млн тонн до 10,4 млн тонн (на 29%). В целом же, по данным министерства сообщения, в 2023 году через все порты Латвии было перевалено 38,66 млн тонн грузов, что на 19,6% меньше, чем в 2022 году. А что за грузы идут через латвийские порты сейчас? Сегодня в терминале на левом берегу Даугавы видны огромные кучи угля – и он не российский. Это уголь, который идет из Мозамбика в Польшу. У такой причудливой логистики есть объяснение. Оказалось, что польские порты не могут принимать большие балкеры с углем грузоподъемностью в 100 тыс. тонн: у них нет для этого подходящей инфраструктуры. Поэтому уголь из Мозамбика выгружается в Риге, а дальше на баржах мелкими партиями доставляется в Польшу. «Тот объем, который должны получать поляки, они до войны импортировали из России. Они от этого потока отказались. Это означает, что этот объем угля должен прийти в Польшу из других стран», – объясняет управляющий Рижским свободным портом Ансис Зелтиньш. После того как Россия вышла из зерновой сделки в Черном море, пшеница и рапс с Украины стали переправляться на север: в Польшу, Литву и Латвию. «В сегменте наливных грузов появились разные виды масел. В том числе и подсолнечное масло, которое тоже в основном выходит с Украины», – рассказывает управляющий. Также через Ригу идет поток контейнерных

грузов из Средней Азии

, однако его дальнейшая судьба под вопросом. «Так или иначе, этот груз может попасть только через российское пространство. Либо по железной дороге, либо на автотранспорте», – говорит Зелтиньш. Смысл этих опасений понятен, ибо недавно премьер-министр Эвика Силиня

заявила

о строительстве «железного занавеса» на границе России и Латвии. Если этот «занавес» окажется абсолютным, то, естественно, прекратится и транзит из Средней Азии. До сих пор неясна судьба одного из крупнейших терминалов в порту, принадлежавшего российской компании «Уралхим» и перегружавшего минеральные удобрения. Его работа была приостановлена из-за санкций.

Что бы еще такое запретить?

Более того, Латвия по собственному почину ставит преграды даже перед теми российскими товарами, что не попали в санкционный список. Еще в прошлом 2023 году эта прибалтийская республика закупила в России сельскохозяйственную и пищевую продукцию на 355 млн евро. Однако в феврале латвийские власти запретили ввоз зерна из России и Белоруссии.

По предварительным подсчетам, в ближайшее время Латвия может потерять из-за отказа от российского зерна около 100 млн евро, а тысячи рабочих мест в стране (в хлебопекарной промышленности) оказались под угрозой.

Недавно в Риге придумали, что еще можно запретить – на этот раз уже к ввозу в Россию. Эстонское издание Postimees

сообщило

, что Россия якобы почти полностью получает марганцевую руду из-за границы, а марганец – компонент высококачественной стали, необходимой для производства оружия. РФ ввозит эту руду в том числе и через латвийские порты. Руководство «Латвийской железной дороги» (ЛЖД) не отрицает, что «снабжать таким сырьем Россию, конечно, плохо», но оправдывается тем, что им нужно «рачительно хозяйствовать» и зарабатывать деньги. Председатель правления компании Ринальд Плявниекс говорит, что «позаботиться об этической стороне вопроса – задача правительства», и что ЛЖД по своей инициативе грузы останавливать не станет.

На эту тему Боррель перенес срок падения Киева Президент Латвии на латыни призвал «разрушить» Россию Лидеры Латвии и Эстонии провоцируют большую войну в Европе

С 1 апреля надзор за введением санкций в Латвии будет исполнять Служба финансовой разведки. В министерстве иностранных дел подчеркнули, что введение санкций – это не одноразовое мероприятие, а «постоянное наблюдение, корректировка и улучшение процесса». А 14 марта партия «Объединенный список» (ОС) подала на рассмотрение законопроект, предусматривающий полный отказ «Латвийской железной дороги» и портов от экономического сотрудничества с Россией и Белоруссией. Также в «Объединенном списке» требуют «принять меры для реструктуризации портовой и транспортной инфраструктуры Латвии с учетом необходимости прекращения потока товаров и услуг из РФ и Беларуси, установив конкретные сроки и финансирование». Возможно, недалеко и до воплощения пожеланий рижского депутата Мариса Мичеревскиса, недавно призвавшего разобрать железную дорогу, ведущую в Россию.

«Без каких-либо перспектив»

Латвийские бизнесмены и транспортники смотрят на происходящее с плохо скрываемым ужасом. Некоторые, впрочем, пытаются бодриться. Президент Латвийской ассоциации логистики Нормундс Круминьш полагает, что процесс возведения нового «железного занавеса» на восточной границе приведет к тому, что местные порты будут обслуживать грузы только из Прибалтики. «Наш инфраструктурный коридор был рассчитан на более чем 80 млн тонн в год, порты имеют еще большую пропускную способность, а сейчас требуется менее половины от этого», – говорит Круминьш,

Он полагает, что худшее еще впереди. «Помимо товаров из Латвии, в портах есть еще и российское зерно. И если мы уберем еще и эти грузы, в портах наступит чуть ли не «час икс», – предупреждает специалист.

Выход он видит в переориентации некоторых портовых терминалов под долгосрочное хранение грузов – например, государственного резерва нефтепродуктов. Еще одним направлением, по которому, если верить Круминьшу, уже ведется работа, является привлечение иностранных инвесторов для создания индустриальных парков в портах. Политолог Андрей Стариков в разговоре с газетой ВЗГЛЯД отмечает, что не стоит искать глубокого смысла в действиях латвийских политиков, «рубящих» транзит. «Отличие прибалтов от западноевропейских политиков заключается в том, что последние, вводя антироссийские санкции, хотя бы подсчитывают и собственные предстоящие убытки от них. Прибалты не подсчитывают. Они на кураже вводят все новые ограничения и плюют на последствия для себя. Власти стран Балтии надеются, что хотя бы в краткосрочном периоде те деньги, что они теряют, зарубая на корню экономическое сотрудничество с Россией, они смогут компенсировать за счет финансовых вливаний от НАТО, поступающих на обустройство в регионе все новых военных баз, казарм и полигонов. Но если военного столкновения России и Североатлантического альянса не будет, то страны Балтии крупно сядут в лужу. Они окажутся в ужасающем положении: с изнасилованной, полностью нежизнеспособной экономикой, без каких-либо хороших перспектив на будущее», – предупреждает эксперт, сам являющийся уроженцем Латвии.