Демпинг при закупках планируют пресечь на корню
Предприниматели нередко используют недобросовестные методы борьбы за рынки сбыта. Так, например, в торгах часто побеждает предложивший минимальную, порой ничем не обоснованную цену. Из-за этого срываются контракты, а небольшие фирмы не могут конкурировать с демпингующими крупными компаниями. На эту проблему обратили внимание сенаторы и предложили рассмотреть варианты ее решения Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и Минфину. Их предложения содержатся в постановлении «О реализации комплекса мер, направленных на защиту конкуренции в Российской Федерации», которое приняли на заседании Совета Федерации 20 марта.
Низкая цена подозрительна
Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов, представляя постановление, подчеркнул, что комплекс мер для защиты конкуренции составлен с учетом всех поступивших предложений сенаторов после выступления руководителя ФАС Максима Шаскольского на прежнем заседании палаты регионов.
Тогда, в частности, зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов затронул тему недобросовестного поведения участников закупок. Шаскольский подтвердил, что такое часто бывает «в рамках различных картельных манипуляций», когда контракт с необоснованно низкой ценой никто изначально исполнять и не собирался. Член этого же комитета Совфеда Валерий Васильев конкретизировал проблему, обратив внимание на госзакупки в строительно-дорожной отрасли. Он напомнил, что Совет Федерации не раз выходил с предложением не руководствоваться только самой низкой ценой при определении победителя, поскольку «создаются условия для монополизации рынка строительных работ большими компаниями», с которыми не могут конкурировать предприниматели.
Исправить эти недочеты сенаторы порекомендовали Минфину совместно с ФАС. В постановлении они просят эти ведомства рассмотреть возможность проведения экспертизы для определения качества товара, цена на который по результатам закупки снизилась на 25 и более процентов от начальной стоимости контракта. Также они предложили установить требование о представлении обоснования предлагаемой цены контракта, если она значительно снижена, а также обязать заказчика не заключать контракт с демпингующим участником закупки.
За ложные сведения — в реестр
Для защиты конкуренции сенаторы рекомендовали также сократить срок возврата заказчиком поставщику денег, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, упростить порядок заключения контракта с единственным поставщиком, установить административную ответственность за предоставление заведомо ложных сведений о квалификации и опыте работы при подаче заявки на участие в закупке и включать таких участников в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, сенаторы предложили снизить размер обеспечения заявки на участие в закупке для малых предпринимателей, социально ориентированных некоммерческих организаций, ученых и временных научных коллективов, а также самозанятых.
Умерить запросы гостиниц
В постановлении Совета Федерации дан также ряд рекомендаций Правительству. Кабмину предлагают выступить инициатором нескольких законопроектов: определяющего основы государственного регулирования цен, устанавливающего единый порядок проведения «отраслевых» имущественных торгов и ограничивающего стоимость гостиничных услуг в периоды проведения крупных мероприятий.
В своем постановлении сенаторы также рекомендовали ФАС совместно с заинтересованными органами власти подготовить предложение по приобретению высоколокализованных автомобилей отечественного производства для нужд государственных и муниципальных служащих.
Особое внимание — нефти и газу
Совместно с Минэнерго антимонопольному ведомству предложили рассмотреть возможность введения обязательного норматива биржевых продаж на срочном рынке нефтепродуктов. По мнению сенаторов, он мог бы быть в размере одного процента от объема производства.
Совет Федерации также предложил Правительству включить цемент, товары нефтегазохимии и нефтепродукты в сегменте мелкооптовой торговли в список товаров, по которым учитываются внебиржевые сделки. Это необходимо для формирования ценовых индикаторов, которые отражают реальное состояние рынка. Сейчас в таком списке 11 видов товаров: нефть, газ, уголь, электроэнергия, зерно и другие.
В постановлении сенаторы уделили внимание и перевозке нефтепродуктов, а именно — рекомендовали повысить приоритет таких поставок в регионы «в рамках правил недискриминационного доступа к транспортной инфраструктуре».
Кроме того, сенаторы предложили распространить регуляторные контракты на сферу газоснабжения. Сейчас такие соглашения действуют в электроснабжении, водоснабжении и водоотведении и позволяют привлекать дополнительные источники финансирования в рамках региональных программ.