Демпинг при закупках планируют пресечь на корню

Предприниматели нередко используют недобросовестные методы борьбы за рынки сбыта. Так, например, в торгах часто побеждает предложивший минимальную, порой ничем не обоснованную цену. Из-за этого срываются контракты, а небольшие фирмы не могут конкурировать с демпингующими крупными компаниями. На эту проблему обратили внимание сенаторы и предложили рассмотреть варианты ее решения Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и Минфину. Их предложения содержатся в постановлении «О реализации комплекса мер, направленных на защиту конкуренции в Российской Федерации», которое приняли на заседании Совета Федерации 20 марта.

Демпинг при закупках планируют пресечь на корню
© Парламентская газета

Низкая цена подозрительна

Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов, представляя постановление, подчеркнул, что комплекс мер для защиты конкуренции составлен с учетом всех поступивших предложений сенаторов после выступления руководителя ФАС Максима Шаскольского на прежнем заседании палаты регионов.

Тогда, в частности, зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов затронул тему недобросовестного поведения участников закупок. Шаскольский подтвердил, что такое часто бывает «в рамках различных картельных манипуляций», когда контракт с необоснованно низкой ценой никто изначально исполнять и не собирался. Член этого же комитета Совфеда Валерий Васильев конкретизировал проблему, обратив внимание на госзакупки в строительно-дорожной отрасли. Он напомнил, что Совет Федерации не раз выходил с предложением не руководствоваться только самой низкой ценой при определении победителя, поскольку «создаются условия для монополизации рынка строительных работ большими компаниями», с которыми не могут конкурировать предприниматели.

Исправить эти недочеты сенаторы порекомендовали Минфину совместно с ФАС. В постановлении они просят эти ведомства рассмотреть возможность проведения экспертизы для определения качества товара, цена на который по результатам закупки снизилась на 25 и более процентов от начальной стоимости контракта. Также они предложили установить требование о представлении обоснования предлагаемой цены контракта, если она значительно снижена, а также обязать заказчика не заключать контракт с демпингующим участником закупки.

За ложные сведения — в реестр

Для защиты конкуренции сенаторы рекомендовали также сократить срок возврата заказчиком поставщику денег, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, упростить порядок заключения контракта с единственным поставщиком, установить административную ответственность за предоставление заведомо ложных сведений о квалификации и опыте работы при подаче заявки на участие в закупке и включать таких участников в реестр недобросовестных поставщиков.

Кроме того, сенаторы предложили снизить размер обеспечения заявки на участие в закупке для малых предпринимателей, социально ориентированных некоммерческих организаций, ученых и временных научных коллективов, а также самозанятых.

Умерить запросы гостиниц

В постановлении Совета Федерации дан также ряд рекомендаций Правительству. Кабмину предлагают выступить инициатором нескольких законопроектов: определяющего основы государственного регулирования цен, устанавливающего единый порядок проведения «отраслевых» имущественных торгов и ограничивающего стоимость гостиничных услуг в периоды проведения крупных мероприятий.

В своем постановлении сенаторы также рекомендовали ФАС совместно с заинтересованными органами власти подготовить предложение по приобретению высоколокализованных автомобилей отечественного производства для нужд государственных и муниципальных служащих.

Особое внимание — нефти и газу

Совместно с Минэнерго антимонопольному ведомству предложили рассмотреть возможность введения обязательного норматива биржевых продаж на срочном рынке нефтепродуктов. По мнению сенаторов, он мог бы быть в размере одного процента от объема производства.

Совет Федерации также предложил Правительству включить цемент, товары нефтегазохимии и нефтепродукты в сегменте мелкооптовой торговли в список товаров, по которым учитываются внебиржевые сделки. Это необходимо для формирования ценовых индикаторов, которые отражают реальное состояние рынка. Сейчас в таком списке 11 видов товаров: нефть, газ, уголь, электроэнергия, зерно и другие.

В постановлении сенаторы уделили внимание и перевозке нефтепродуктов, а именно — рекомендовали повысить приоритет таких поставок в регионы «в рамках правил недискриминационного доступа к транспортной инфраструктуре».

Кроме того, сенаторы предложили распространить регуляторные контракты на сферу газоснабжения. Сейчас такие соглашения действуют в электроснабжении, водоснабжении и водоотведении и позволяют привлекать дополнительные источники финансирования в рамках региональных программ.