Выращивать у себя врага: Европа готовится к новым протестам фермеров

 Неутешительная статистика для Европейской комиссии: на вопрос "поддерживаете ли вы выступления фермеров 2024 года?" утвердительно отвечают: в Польше — 81%, в Испании — 83%, во Франции — 89%. Задавать его есть онования: 17 марта крестьяне вновь, как зимой, прошли тракторной колонной по центру Мадрида и блокировали автотрассу на границе Германии и Польши. Лидер польских консерваторов Ярослав Качиньский готовит фермеров к "Великому маршу" 18 мая — большому выступлению в Варшаве. Переклички календаря протестов с предвыборной кампанией в Европарламент (голосование 6–9 июня 2024 года) едва ли случайны. Протестовавшие и ранее фермеры на этот раз намерены добиться того, чтобы их голос услышали в Брюсселе. Если это случится, в "Европейский зеленый пакт" — стратегию отказа от нефти и газа — внесут коррективы. Для его создательницы — главы Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен, собирающейся летом избираться на второй срок, — это стало бы плохой новостью. Но, похоже, Европе в любом случае нужно будет выбирать между фермерами и главой европейской бюрократии.

Выращивать у себя врага: Европа готовится к новым протестам фермеров
© ТАСС

Пакт становится фактом

Выражение "зеленый пакт для Европы" мелькает на плакатах и постоянно повторяется в интервью недовольных крестьян. Обычно с оговоркой: фермеры не возражают против экологической политики, но не видят у нее перспектив в случае, если использование химических удобрений заставят сократить на четверть, антибиотиков для животных — вдвое, загоны для скота перестроить (по подозрению в неэкологичности), а 10% земли изымут из оборота в счет восстановления экосистем дикой природы. Именно в этом на начало 2024 года заключалась программа Урсулы фон дер Ляйен.

Впервые отчетливую форму "зеленая" стратегия Брюсселя приняла в декабре 2019 года под общим название The European Green Deal. В начале 2020-го ее как руководство к действию утвердил Европарламент, а в марте был принят первый вытекавший из новых принципов закон "О климате". Согласно ему, к 2030 году Евросоюз обязался снизить долю парниковых выбросов в атмосферу на 55% по отношению к уровню 1990 года, а к 2050-му — обеспечить углеродную нейтральность, то есть свести загрязнение к минимуму. Евросоюз провозгласил отказ от нефти и газа, но не ограничился этим. Он признал еще и то, что вредные выбросы не сводятся к углеводородам: не менее 15% (по другим оценкам, больше) приходится на скотоводство.

Фермеры ощутили на себе прямые последствия перемен уже вскоре. Изменились правила доступа к фонду дотаций ЕС "Единая сельскохозяйственная политика", на который отводится почти половина евробюджета. Отныне на деньги из этого источника могут претендовать только те крестьяне, кто встал на "экологические рельсы". При этом и для них возрос объем совершаемых работ за счет добавления бюрократических. Ведь перестроился крестьянин или нет, поручили проверять чиновнику — низовому представителю ЕС. Денежные поступления многим домохозяйствам оказались в подвешенном состоянии, а на индивидуальном уровне фермеры втянулись в разбирательства с бюрократическими инстанциями.

В европейских странах — донорах Евросоюза (к их числу относятся Испания и Германия) такие преобразования приняли в штыки. В этих государствах отдают себе отчет, что евроденьги — всего лишь перераспределенные Брюсселем отчисления стран-участниц, которые можно было бы потратить самостоятельно, в том числе и на сельское хозяйство. В Польше положение иное, поскольку она получает от ЕС больше, чем отдает. Но и там господствует раздражение. 14 июля 2021 года Еврокомиссия опубликовала список мер по экологизации крестьянского труда (программа "От фермы до вилки"), не взяв фермеров даже в качестве консультантов. От немедленных протестов положение спасла только продолжавшаяся пандемия COVID-19.

С тех пор вероятные последствия "Фермы и вилки" успели изучить экономисты и социологи. По оценке нидерландских исследователей, "зеленые" меры повлекут потерю урожайности (и сокращение урожаев) совокупно на уровне 12% по всему ЕС. По прогнозам американских (измерявших то же, но в деньгах), ущерб составит €12 млрд. Возмущенные надвигающимися перспективами фермеры обратились к акциям протеста, раздражение на которых сочетается с недоумением: для чего Брюсселю все это?

"Зеленое" сморщивание

Смутные подозрения фермеров подкрепляет странная политическая линия, взятая фон дер Ляйен. В 2023 году глава ЕК приняла участие в конференции "По другую сторону экономического роста", проведенной в Брюсселе на деньги Евросоюза. С тех пор стало чуть яснее, что имеется в виду под "другой стороной", по крайней мере на уровне намеков. Европейскому совету по исследованиям выделили 10 млн на исследование перспектив экономики в период "после полного прекращения роста" и даже на изучение преимуществ нового целенаправленного "курса на рост вспять" (degrowth). Представление о том, что бескомпромиссная "зеленая" политика должна вести к сокращению ВВП, широко распространено среди крайних "зеленых". Их аргументы излагает автор теории о "лимитах биосферы" Йохан Рокстрём. Экономика, находящаяся в гармонии с природой, размышляет он, не может наращивать обороты, а значит, "зеленого" роста не бывает. Следовательно, ради борьбы с изменением климата следует принести в жертву хозяйственную целесообразность, и возможно, первыми сделать это стоит фермерам.

Официально, впрочем, фон дер Ляйен не единомышленница Рокстрёма. Программные положения Евросоюза предусматривают возможность "экологически устойчивого роста". Его мотором считают "зеленое" кейнсианство — теорию, согласно которой вложения в экологическую инфраструктуру, например в ветряки, стимулируют экономику в целом путем вливания в нее денег, расходящихся затем ручейками по всем социальным каналам. Но сами фермеры новых денег не видят, а руководство ЕС подозревают в климатическом радикализме. "План "От фермы к вилке" — это стратегия организованного снижения экономического роста", — возмущается представитель французского объединения фермеров "Юные земледельцы" Жереми Жалла. Борьбу против новых "зеленых" инициатив он и его единомышленники считают сражением за свое выживание. И не без оснований.

Средне-крупное евроболото

Напряжение от этого столкновения в наши дни ощущается в Брюсселе. Под давлением фермеров и части европарламентариев Еврокомиссия взяла на доработку закон о землях, выделяемых "под пар": предназначенных по первоначальному плану к выводу из сельхозоборота с целью восстановления исчезнувших экосистем. Ожидалось, что на эти цели уйдет 10% полезных площадей в масштабах всего Евросоюза, хотя и не обязательно каждой страны по отдельности. Предполагалось создание механизма, позволяющего одним возвращать природе больше, чем другим.

В числе лидеров по экологизации уже в течение 20 лет находится Эстония. В соответствии с современными тенденциями прибалтийское государство развернуло у себя кампанию по восстановлению исчезнувшего достояния — болот. И хоть к настоящему времени трясины занимают менее 10% эстонской территории, страна "в меру своих возможностей пытается восстанавливать наиболее важные участки", заверяет министр окружающей среды Мадис Каллас. Таллин регулярно отчитывается о достижениях, и они есть. Так, стало известно, что к 2050 году планируется возрождение 25 тыс. га зря осушенных болот. 

Антти Тооминг, замглавы департамента в Министерстве климата, признает, что работы по заболачиванию идут успешно, поскольку "чрезвычайно щедро финансируются Евросоюзом". В некотором роде это золотая жила. По новейшим данным экологов, не только осушенные местности вредят атмосфере, насыщая ее углекислым газом, но и их противоположность — торфяные болота оказывают природе услугу, химически связывая его. Однако то, что постоянный получатель субсидий Таллин превратил в выгодный бизнес, выглядит иначе в странах — донорах ЕС. Они на Брюсселе в любом случае заработать не смогут, и экологизировать часть полезных площадей им придется с ущербом для себя.

Пакт после пакта

По мере того как приближаются выборы в Европарламент, политическая борьба вокруг "Зеленого пакта" становится все очевиднее. В ее центре — объединение европейских умеренных правых "Народная партия" (НП), по представлению которого в 2019 году Урсула фон дер Ляйен и была избрана главой Еврокомиссии. В 2024-м НП удался необыкновенный пируэт: одновременно она утвердила фон дер Ляйен кандидатом на новый срок и подвергла критике ее главное детище — "Зеленый пакт" и вытекающие из него законы. Политологи объясняют такое противоречие неуклонным снижением рейтинга объединения в сельских районах, где идеи консерваторов ранее пользовались успехом, но больше это не так.

Пытаясь реабилитироваться, Народная партия выступила против законопроекта о сокращении вдвое использования пестицидов в сельском хозяйстве и даже предложила ввести мораторий на новые экологические запреты. По совокупности это завело "зеленую" стратегию в тупик. Ни отказаться от нее, ни реализовать полностью команда фон дер Ляйен не может. На нынешней стадии дилемму перехода на экологические рельсы можно считать отложенной до завершения избирательной кампании. К выгоде Урсулы фон дер Ляйен, избрание руководства Евросоюза — не прямая процедура. Если голосами Народной партии (и даже крестьян) глава Еврокомиссии добьется второго срока, то — поскольку от "зеленого" курса никто не отказывался — возобновит перетягивание каната с фермерами после недолгой предвыборной передышки.

Игорь Гашков