Московские товары завоевывают зарубежные рынки и сердца покупателей

Продукцию московских промышленных предприятий за девять месяцев 2023 года импортировали более 145 стран, отметил в своем блоге мэр столицы Сергей Собянин. При этом объем поставок вырос более чем на 30 процентов.

Московские товары завоевывают зарубежные рынки и сердца покупателей
© Вечерняя Москва

Время экспорта

Наряду с курсом на импортозамещение и создание отечественной наукоемкой продукции одной из ключевых задач современной экономики России стало развитие несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ), то есть экспорта продукции, не относящейся к топливно-энергетическому комплексу: товаров машиностроения, легпрома, пищепрома и других.

За последние 10 лет как на федеральном, так и на региональном уровнях начали создавать государственные институты поддержки экспортеров, а в конце 2022 года термин ННЭ закрепили на законодательном уровне.

Усиление санкционного давления и ограничения на экспорт нефти и нефтепродуктов еще больше подстегнуло всех производителей: от аграриев до промышленников. Итогом стал рост роли доходов от ННЭ в госбюджете. Так, за девять месяцев прошлого года ННЭ при поддержке Российского экспортного центра превысил 990 миллиардов рублей, сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин.

Столичная статистика

Москва как промышленный и технологический центр страны не просто находится в русле этих тенденций, но и является одним из лидеров ННЭ. В городе более 4,2 тысячи производственных площадок, выпускающих различные товары — от обуви и косметики до сложной техники.

И ежегодно список пополняют 40–50 новых средних и крупных предприятий. Поэтому ассортимент, который может заинтересовать бизнес и потребителей за рубежом, растет на глазах. За девять месяцев 2023 года доля несырьевого неэнергетического экспорта столицы составила около 17 процентов в совокупном ННЭ страны.

— Несмотря на введенные в 2022 году санкции, производители смогли нарастить экспорт, — написал в своем блоге мэр Москвы Сергей Собянин.

Прежде всего это произошло за счет увеличения товарооборота с дружественными странами, которые за три квартала 2023 года закупили на 30 процентов больше столичных товаров по сравнению с аналогичным периодом 2022. На них пришлось около 90 процентов всего ННЭ Москвы. Столица успешно экспортирует промышленные товары более чем в 145 стран мира.

Так, эксперты по внешнеэкономической деятельности отмечают давнюю любовь жителей Поднебесной к кондитерской продукции легендарных московских фабрик. Ежегодно жители Китая тратят около 10 миллионов долларов на закупку столичных сладостей.

Есть и менее известные бренды, которые тоже находят отклик за рубежом. Например, компания «КлинПауэр», производящая быстро заряжаемые аккумуляторные батареи для уборочных машин (поломоечных, подметальных), гольф-каров и складской техники, договорилась о разработке и поставке специальных батарей для дорожно-строительной техники белорусского машиностроительного предприятия.

Разработчик высокоогнеупорных изделий, используемых в том числе в энергетических установках, НТЦ «Бакор» налаживает деловые связи с Чили и другими странами Латинской Америки.

А компания по выпуску «инъекций красоты», пилингов и прочих современных уходовых средств, «Мезоформула» вызвала интерес филиппинских байеров.

Центр поддержки

Для того чтобы найти партнеров за границей, собрать документы, оформить патенты и сертификаты, а также пройти таможенные процедуры, нужна соответствующая подготовка. Индивидуальным сопровождением экспортеров занимается центр «Моспром», который был создан Департаментом инвестиционной и промышленной политики Москвы для поддержки столичного промышленного экспорта.

В прошлом году центр провел 16 международных бизнес-миссий и восемь отраслевых выставок, в ходе которых состоялось более 2,4 тысячи бизнес-встреч.

— Эксперты «Моспрома» анализируют целевые рынки для столичных производителей и помогают определить наиболее эффективную стратегию выхода конкретной компании на зарубежные рынки.

Вместе с тем специалисты центра проводят аналитику экспортной готовности компании и помогают оценить успешность продукции на том или ином рынке, — поясняют в департаменте.

Результаты такой работы отметил мэр Москвы Сергей Собянин: компании наращивают товарооборот с давними партнерами и параллельно осваивают новые рынки, а некоторые и вовсе впервые вышли на экспорт в Сенегал, Иран, Египет, Саудовскую Аравию.

— Активно ведется работа по поставкам отечественного RFID-оборудования в страны Северной Африки и Ближнего Востока, а в Иран — оборудования, предназначенного для автоматического предупреждения пожара, — подчеркнул в своем блоге мэр Москвы.

Дело выгоды

Что получает город и страна от ННЭ в конечном итоге? Выход производителей на зарубежные рынки — это не только знак качества их продукции (добавьте сюда также конкурентную цену, удачный подход к покупателю, удобную логистику и прочее). Это и уже упомянутый приток дохода в госбюджет, и повышение устойчивости национальной экономики в целом. Ведь чем большую роль играет компания в мире, чем сильнее интегрирована в глобальные процессы, тем сложнее на нее оказывать давление. Кроме того, предприятие-экспортер создает дополнительные рабочие места, чтобы покрыть потребности растущего производства.

СПРАВКА

Законодательное закрепление понятия «несырьевой неэнергетический экспорт» обеспечило единообразный подход к классификации различных товаров и упростило разработку новых механизмов госпомощи.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Ефимов, заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений:

— Почти четверть в общем объеме товаров несырьевого неэнергетического экспорта Москвы занимает продукция машиностроения — товары этой категории поставляют в Белоруссию, Китай, Казахстан, Индию, Турцию.

Еще 18 процентов приходится на продукцию химической промышленности — это пластмассы, каучук, растворители, неорганические красители, лакокрасочные материалы. Их закупают Бразилия, Белоруссия, Китай, Казахстан, Индия, Турция и Мексика.

Продукты пищевой и перерабатывающей промышленности отправляют в Казахстан, Белоруссию и Азербайджан. Кроме того, столичные предприятия поставляют за рубеж лекарства, бытовую химию, косметическую и полиграфическую продукцию.