Дмитрий Лекух: Почему снижение ценового потолка на нефть из России пугает американских экспертов

Кажется, все уже забыли про их потолок для нашей нефти. А они помнят, и даже собираются его понизить. Забавная новость пришла с той стороны весеннего Атлантического океана: как заявил помощник госсекретаря США по вопросам энергоресурсов Джеффри Пайетт на брифинге для иностранных журналистов, страны G7 прямо сейчас обсуждают возможность дальнейшего понижения потолка цен на российскую нефть.

Дмитрий Лекух: Почему снижение ценового потолка на нефть из России пугает американских экспертов
© Российская Газета

По словам видного американского политического назначенца, трудящегося сейчас на благодатной почве энергетики, США и их союзники по-прежнему глубоко "привержены работе с тем, чтобы лишить Россию" любых доходов от продажи любых энергоресурсов, и по вопросу санкций у него есть только "короткий ответ - да".

Напомним, что тот "потолок цен", который в российской нефтянке уже давно именуют "натяжным", действует с декабря 2022 года, и его ввели страны G7, Евросоюз и Австралия. Компании из этих стран могут транспортировать или страховать российскую нефть только при цене ниже $60 за баррель. И чем настоящий "потолок", кстати, разработанный не Госдепом, а куда более серьезным ведомством - Минфином США под командованием Джаннет Йеллен, по-настоящему хорош, так это тем, что за исключением самих США, Великобритании и, с оговорками, ЕС, все остальные его не соблюдают.

Эта грубая для г-на Пайетта реальность подкрепляется официальной статистикой, которую, пусть и не очень охотно, признают и в штабе г-жи Йеллен, и констатируют, что потолок в современных реалиях оказался малоэффективным. И про него, с точки зрения нынешних американских финансистов, лучше вообще забыть. Но забыть не получается, потому что случится очень серьезная потеря лица, да и европейских союзников надо держать в узде. Поэтому если тема потолка и возникает, то редко и вскользь, поскольку в предвыборный период о ценах на галлон бензина и факторах, ее повышающих, всуе лучше не рассуждать, особенно команде Байдена. Поэтому и у нас и у них о ней постепенно забыли.

И в этот напряженный момент на мировую энергетическую сцену врывается не слишком удачная креатура уже отсутствующей в госдепе Виктории Нуланд. Ведь это именно Джеффри Пайетт в роли посла на Украине таскал за нею пакет с хлебобулочными изделиями по последнему местному "майдану", и тем вошел в историю.

С тех пор этот яркий представитель современной американской дипломатии отметился разве обещанием уничтожить, почти как "Северные потоки", строящийся российский завод "АрктикСПГ-2". И даже добился, говорят, через ту же Нуланд, его включения в санкционный список в ноябре прошлого года.

Здесь просится лирическое отступление. Не прошло и полгода с последнего публичного открытия рта г-ном Пайеттом, а первая очередь "АрктикСПГ-2", вопреки санкциям, уже запущена. И, согласно официальному сообщению правительства России, уже создает базу для роста грузопотока по Северному морскому пути. Всего же по проекту "АрктикСПГ-2" планируется построить к уже функционирующей еще две технологические линии суммарной мощностью 19,8 млн тонн в год, а также стабильного газового конденсата до 1,6 млн тонн в год. Запуск второй и третьей линий запланирован на 2024 и 2026 годы соответственно. С чем г-на Пайетта можно и поздравить.

А если отвлечься от говорящих американских голов, то все эти санкции сегодня вообще не про нас. Попытка напугать русских снижением потолка цен, чуть ли не до 30 долларов за бочку, при откровенно не работающем прежнем потолке, уже не смешит, а откровенно пугает именно их экспертное сообщество. И даже не тем, что этот "потолок" наверняка не заработает, как и предыдущий, а тем, какого исполинского масштаба управленческий кризис бушует в сверхдержаве США, если на ключевой позиции может оказаться и даже говорить с миром от имени государства вот такой вот по-настоящему сказочный персонаж. Который стреляет своими замечательными инициативами даже не в свое колено, которое никому не жалко, а непосредственно в действующую администрацию. И добро бы, если б он там один такой был.