В Китае впервые за полгода выросла производственная активность

Показатели деловой активности Китая впервые за полгода перешли в рост. Индекс PMI республики в этом месяце вырос до 50,8 пункта, поднявшись с 49 в феврале, говорится в заявлении Национального бюро статистики Китая.

В Китае впервые за полгода выросла производственная активность
© BFM.RU

Это превзошло средний прогноз экономистов в 49,9 в материале Reuters и стало лучшим показателем вообще с марта прошлого года. Такие показатели свидетельствуют о стабилизации второй по величине экономики мира.

Руководитель школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Андрей Карнеев считает, что, несмотря на прогнозы агентств, это вполне ожидаемо:

— Нужно иметь в виду, что все-таки, несмотря на все структурные сложности, китайская экономика имеет большую инерцию, набранную за 40 с лишним лет, и поэтому остановиться эта огромная экономика вряд ли может. И опять же нужно все-таки признать, что в китайском правительстве накоплен значительный опыт макроэкономического управления. Поэтому в целом многие эксперты говорили, что негатив, который тиражировали западные агентства, все-таки не является объективным анализом. И, видимо, действительно, так оно и есть, все-таки есть еще значительные ресурсы у китайской экономики: это и огромное население, и дисциплинированная рабочая сила, и накопленный менеджерский опыт, и первоклассная, даже лучше, чем в развитых странах, инфраструктура, которая была создана за последние десятилетия, я имею в виду и транспортная, и коммуникационная. И все эти факторы в совокупности, несмотря на трудности, обеспечивают достаточно уверенное движение Китая вперед по пути экономического развития.

— Данные показатели — это все-таки история про постепенное восстановление экономики? Были какие-то, может быть, сигналы или импульсы?

— Китайское правительство считает, что очень сильный удар был нанесен ковидом, и китайская экономика последняя из крупных экономик мира выходила из ковида. Поэтому, действительно, можно считать, что по мере того, как факторы, связанные с ковидом, уходят, происходит восстановление тех как бы основ роста, которые раньше позволяли китайской экономике довольно динамично развиваться.

— А что это значит для мировой экономики, для Запада и США с точки зрения конкуренции? Потому что есть мнение, тоже СМИ пишут, что в 2035 году Китай может обогнать США и стать крупнейшей экономикой мира.

— Уже написаны горы статей и книг по поводу того, догонит ли Китай США и когда это может произойти. Здесь, с одной стороны, вы правильно говорите про конкуренцию. С другой стороны, Китай — это очень важный локомотив мировой экономики, наряду с Соединенными Штатами. Поэтому Китай не только является конкурентом, но он также является и инструментом стимулирования глобального роста. И даже говорят, что вклад Китая в глобальный рост чуть ли не 30%. Поэтому здесь сложная комбинация факторов. Но опять же, как всегда, следует из всего этого многообразия прогнозов придерживаться золотой середины.

Тем не менее серьезный спад в секторе недвижимости остается главным ограничивающим фактором для экономического лидерства КНР. Как пишет Business Insider, надвигающийся в Китае кризис на рынке недвижимости грозит привести страну к «балансовой рецессии», случившейся в 90-е с японской экономикой. Это тип кризиса, когда компании вынуждены направлять средства на погашение долгов вместо инвестиций в инфраструктуру.