Системы автоуправления Ростсельмаш стали массово появляться на полях России

В Южном и Северо-Кавказском федеральном округе, ряде областей Центрального и даже Северо-Западного полевые работы идут с опережающими прошлогодние показатели темпами. Где-то уже сеют яровые зерновые и свеклу, где-то пока подкармливают озимые и многолетние травы. Остальные федеральные округа только готовятся к старту сезона, и многие входящие в них области уже заявили о планах уложиться в агротехнические сроки. Причём в некоторых регионах площадь под посевы будет увеличена в сравнении с прошлым годом. «Технические» предпосылки к этому есть, в том числе и благодаря государственной поддержке. Так, 21 марта в своём докладе на заседании Правительства министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев сообщил, что все основные меры поддержки аграриев сохранены, в том числе, выделяются субсидии на закупку ГСМ, семян, СЗР, техники. Например, только через «Росагролизинг» к весенним полевым работам сельхозпредприятия приобрели 2,5 тыс. тракторов и более 5 тыс. других видов техники. Однако само по себе наличие сельхозтехники в нужном количестве не служит гарантией выполнения работы в агросрок. Вмешаться в стройные планы могут и погода, и недостаток сотрудников. Эксперты говорят, что дефицит кадров на селе составляет порядка 200 тыс. человек. Проблема стоит остро даже в плотно заселённых регионах Юга и Центра России, не говоря уже о других федеральных округах. Причём именно механизаторы во многих областях остаются самыми «дефицитными». А весна не будет ждать — после наступления физической спелости почвы «на всё про всё» остается всего-то 10-14 дней. А вдруг дожди? В целом, способ снизить негативный эффект нехватки трактористов (и комбайнёров) есть. Это использование современных систем автоуправления, которые в обиходе называют «автопилотами». Заметим: не курсоуказатели, а именно «автопилоты». Такие инструменты действительно обеспечивают весомый прирост производительности каждой машины. А значит, и снижают потребность предприятия в кадрах. Например, согласно практическим данным, использование системы автоуправления РСМ Агротроник Пилот 1.0 Электроруль для тракторов, которую производит Ростсельмаш, позволяет увеличить производительность работы на 30 – 59 %. Точные цифры зависят от вида полевой операции, типа и ширины захвата используемого агрегата. Повышение производительности выливается в весомое сокращение сроков выполнения работы в целом. Помним, что запаздывание с посевом яровых зерновых всего на один день может привести к потере одного центнера урожая на каждый гектар. С системой автоуправления даже при небольшом дефиците тракторного парка или при выпадении на срок посева нескольких дней с неблагоприятными погодными условиями риск не уложиться в агросроки сведен к минимуму. Немаловажное преимущество инструмента — возможность установки почти на любой трактор и «невмешательство» в гидравлическую систему машины. Главное требование — исправность рулевого управления. И конечно, поскольку Ростсельмаш разрабатывал систему под свои шарнирно-сочленённые тракторы, максимальную эффективность она показывает при работе с машинами схожей конструкции и габаритов. Эксплуатанты тракторов, оснащённых подобными системами, отмечают, что получают посевы «точно встык» и безупречно ровные — словно по ниточке. На внесении СЗР и подкормке по листу «автопилот» обеспечивает работу без непроливов и переливов. Таким образом, нет риска «сжечь» растения или оставить вредителям возможность быстро нарастить свою численность на нетронутых участках. «Параллельной» дефициту кадров можно считать проблему снижения их квалификации. Поэтому порой к «умным» электронным инструментам аграрии относятся с опаской, считая, что далеко не всем под силу их освоить. При разработке современных «автопилотов» производители учитывают этот факт. Так, систему производства Ростсельмаш легко откалибровать — она сам сообщит оператору, какие данные хочет получить. Конечно, остаётся вопрос цены. Однако льготные условия приобретения машин позволяют сельхозпроизводителям направить сэкономленные средства на приобретение систем автоуправления для этих же машин. И, опираясь на приведенные выше практические цифры, можно утверждать, что такие системы позволят как минимум на треть сократить потребность предприятия в трактористах.