С 1 июня могут вырасти минимальные цены на водку, коньяк и бренди
Минфин предложил с 1 июня 2024 года повысить минимальные розничные цены (МРЦ) на крепкий алкоголь. С помощью МРЦ власти борются с нелегальной продукцией.
Так, стоимость бутылки водки 0,5 литра предлагается поднять на 6,5% - до 299 рублей (с 281 рубля сейчас), бренди - на 7,5%, до 403 рублей (сейчас 375 рублей), коньяка - также на 7,5%, до 556 рублей за 0,5 литра (с 517 рублей). Также МРЦ предлагается распространить на ром, установив минимальную цену 403 рубля за 0,5 литра.
Повышение МРЦ связано с инфляцией, повышением с 1 января акциза на крепкий алкоголь (с 613 до 643 руб. за литр безводного спирта) и ростом затрат на производство спиртного, говорится в пояснительной записке к проекту приказа. В частности, инфляция в 2023 году составила 7,5%. По прогнозу социально-экономического развития РФ, в 2024 году инфляция замедлится до 4,5%. "Вместе с тем удорожание себестоимости алкогольной продукции произошло уже в 2023 году", - поясняют авторы документа.
Минимальная цена бутылки водки может вырасти на 6,5%, коньяка - на 7,5%. Дешевле продавать нельзя - такой алкоголь будет считаться нелегальным
Также принимались во внимание и влияние введенных внешних торговых и финансовых ограничений, рост стоимости импортного оборудования, комплектующих и расходных материалов.
Кроме этого, сказался рост курса доллара к рублю. По данным ЦБ, в первом квартале средний курс доллара составил 90,8 руб., что на 24% выше, чем в первом квартале 2023 года.
Предложенные МРЦ с учетом текущей экономической ситуации "будут отражать стоимость легально произведенной единицы товара на всей товаропроводящей цепи (производство - опт - розница)", поясняют в минфине.
Минимальные цены на крепкий алкоголь в России устанавливаются с 2009 года. Так государство борется с нелегальной продукцией - все, что продается дешевле, считается нелегальным алкоголем.
В последний раз МРЦ на крепкий алкоголь повышались в начале 2023 года (на 4%). И бизнес жаловался, что находится в сложном положении: мало того, что акцизы повысились на 5%, за год выросла также себестоимость производства на 7%.
На конечной стоимости подавляющего большинства крепкого алкоголя повышение МРЦ не отразится - он уже подорожал с повышением акцизов в начале этого года, считает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. По его оценке, по минимальной цене на рынке продается всего 5-10% алкоголя. Ее себе могут позволить лишь отдельные предприятия - у остальных экономика не сходится. Примерно 70% той же водки продается уже по цене чуть выше.
"МРЦ - всего лишь индикатор. Но индикатор серьезный. Нарушил, продал по цене ниже - аннулирование лицензии во внесудебном порядке и другие серьезные кары", - говорит Шапкин.