Юшков объяснил, почему РФ продолжает поставки СПГ в Европу, несмотря на угрозы Макрона

Франция больше остальных государств Европы нарастила закупку российского газа за первые три месяца 2024 года. Это происходит на фоне того, как президент Эммануэль Макрон громко позиционирует себя одним из самых стойких защитников Украины.

За этот период Париж уже заплатил Москве за сжиженный природный газ более 600 миллионов евро. Во Франции утверждают, что закупки газа необходимы для обеспечения домохозяйств по всей Европе. А так же указывает на долгосрочное соглашение с Россией, из которого с юридической точки зрения сложно выйти, пишет Politico.

Эксперт финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков пояснил «Свободной Прессе», что сжиженный природный газ (СПГ) почти весь идет в Европу не просто из России, а непосредственно с проекта «Ямал СПГ».

«У нас два крупнотоннажных проекта — один на Сахалине, другой на Ямале. Соответственно, с первого идет на Японию, Китай, Южную Корею. А с Ямала в Европу. Но в самом «Ямал СПГ» есть доля у французской компании TotalEnergies (20%). Контрольный пакет у «Новатека», в котором у TotalEnergies еще почти 20% и плюс у нее же есть контракт на покупку продукции «Ямал СПГ». В этом плане французский след есть даже в самой реализации данного проекта», — подчеркнул собеседник издания.

Второй момент, на который обратил внимание Юшков, что когда газ приходи во Францию, это не значит, что он остается исключительно для внутреннего рынка. Во французских портах он может перегружаться и идти даже на азиатские рынки, часть уходит по другим странам Европы, и часть действительно остается.

«Россия стабильно занимает то второе, то третье место по поставкам СПГ в Европу сейчас. «Новатэку» просто выгодно поставлять туда, где довольно высокие цены и короче транспортное плечо и можно быстрее вернуться за новой партией газа. Для европейцев это тоже важно, поскольку мы в год поставляем примерно 15-16 миллиардов кубометров СПГ. И если эти объемы уйдут, надо будет искать альтернативу, а значит, платить дороже. Поэтому поставки любого газа в Европу не запрещены», — отметил эксперт.

На вопрос «СП», можно ли юридически выйти из этих соглашений, Юшков ответил: «Да, как для России, так и для Европы», особенно с политической точки зрения. Нужно чтобы правительства запретили дальше исполнять этот контракт.

«Тогда сторона или стороны попадают под пункт о форс-мажоре. Корпоративным решением, нет. Ты тогда заплатишь штрафы, неустойки, а государственным, когда, по сути, поменялся закон, да», — сказал собеседник издания.

В итоге получается, что, несмотря на все заявления со стороны Парижа или Брюсселя, есть взаимная выгода, по крайней мере, пока. России сегодня важнее сохранить трубопроводные поставки с точки зрения пополнения бюджета, поскольку с него взимается примерно 30% экспортная пошлина, а также «Газпром» платит налог на добычу полезных ископаемых. «Ямал СПГ» от этого на долгий срок освобожден.