Беларусь и РФ используют порты Ленинградской области как оптимальный маршрут для перевалки белорусских нефтепродуктов

И. Юшков напомнил, что Беларусь реализует экспортные поставки нефтепродуктов преимущественно через российские порты в Ленинградской области, используя преференциальные условия железнодорожного транзита. «Это, во-первых, наиболее экономически выгодно, поскольку для белорусской стороны логистическое плечо меньше. Во-вторых, для РФ это тоже удобно, поскольку железная дорога в направлении северо-запада меньше задействована, чем на юге, где сейчас все забито», – отметил И. Юшков в публикации на портале «Нефть. Капитал».

По его словам, Беларусь сейчас не имеет проблем с пропускной способностью для перевалки нефтепродуктов в портах на Балтийском море. «В материковой России же, наоборот, больше всего пострадали именно балтийские порты (из-за сокращения грузооборота с Евросоюзом. – Прим. ред.), потому как они наиболее отдалены от нынешних рынков сбыта для РФ, которые теперь сместились в Азию. Выходит, через Балтику выгодно работать и Москве, и Минску», – подчеркнул И. Юшков.

В августе 2023 г гособъединение «Белорусская железная дорога» (БЖД) и ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) заключили соглашение о развитии инфраструктуры в направлении портов Северо-Западного региона РФ. РЖД до 2026 г. планирует построить семь железнодорожных разъездов, провести техническое перевооружение сетей связи. В перспективе предполагается развитие железнодорожных подходов к Многофункциональному перегрузочному порту «Бронка» (Ленинградская область). БЖД будет улучшать инфраструктуру и проведет капитальный ремонт искусственных сооружений от станции Жлобин (Гомельская область) до границы с РФ. Также стороны проработают вопрос электрификации линии от Жлобина до станции Луга I.

Ранее министр транспорта РФ Виталий Савельев сообщал, что в 2023 г. было запланировано к перевозке и перевалке около 6,5 млн т белорусских нефтепродуктов (+75% к уровню 2022 г.). Общий объем перевалки белорусских грузов через российскую морскую портовую инфраструктуру в 2023 г составил 14,1 млн т, в 2026 г. его планируется увеличить до 20 млн т («пиковый» объем в 18,8 млн т был достигнут в 2019 г. с использованием инфраструктуры Прибалтики и портов Украины).

После закрытия странами Балтии транзитного маршрута для Беларуси к своим портам белорусские власти объявили о развороте транзита наливных грузов на российские. 19 февраля 2021 года было подписано межправительственное соглашение об организации сотрудничества в области перевозки и перевалки белорусских нефтепродуктов через морские порты РФ. Соглашение предусматривало перевалку в 2021–2023 гг. 9,836 млн т мазута, бензина и масла в морских портах РФ на Балтике, в том числе до 3,52 млн т в 2021 г., 3,19 млн т в 2022 г. и 3,13 млн т в 2023 г.

29 сентября 2022 года Беларусь и Россия подписали межправительственное соглашение о транзите белорусских грузов через территорию РФ, предусматривающее создание альтернативных маршрутов поставок экспортной продукции в третьи страны через морские порты и наземную транспортную инфраструктуру РФ.

В феврале 2023 года директор второго департамента стран СНГ МИД РФ Алексей Полищук отмечал, что РФ и Беларусь принимают совместные меры по преодолению транспортных и логистических ограничений, вызванных внешними санкциями. В частности, организуют перевалку широкого спектра белорусских экспортных грузов (прежде всего, калийных и азотных удобрений, нефтепродуктов, продукции металлургии и деревопереработки) с использованием российской транспортной инфраструктуры, включая 19 портов.