В Калининграде на морские линии привлекут дополнительные суда

Автоперевозчикам Калининградской области отказали в квотах на паромы. Однозначную позицию по этому вопросу озвучил Минтранс России. В ведомстве считают, что предлагаемый калининградцами механизм квотирования части мест на судах под грузовые фуры не решит проблему с доставкой товаров в эксклавный регион. Однако на деле путаница с электронным бронированием паромов и простоями на сухопутной границе с Литвой и Польшей уже привела к удорожанию фрахта.

В Калининграде на морские линии привлекут дополнительные суда
© Российская Газета

На фоне недавних проблем с прохождением российско-литовской границы ситуация только усугубилась. Из-за образовавшихся очередей многие предприниматели не уложились в установленные сроки таможенной декларации. Грузы пришлось переоформлять, что привело к дополнительным расходам.

- Очередь из грузовых автомобилей начала сокращаться в конце марта. Впервые с февраля литовская сторона пропустила за сутки больше ста фур, что приблизилось к расчетным показателям пункта пропуска МАПП "Чернышевское", - прокомментировала руководитель пресс-службы Калининградской областной таможни Оксана Иванова.

Однако из-за длительных простоев окончательно сбился график перевозчиков. Сегодня отставание от забронированного по электронной очереди времени составляет более 16 суток. Со временем ситуация, конечно, выровняется. Однако здесь многое будет зависеть от качества работы прибалтийских соседей. Если в литовской системе произойдет очередной "сбой", то на границе вновь образуется многокилометровая пробка.

При этом у регионального бизнеса есть варианты решения проблемы. По мнению перевозчиков, достаточно изменить порядок пропуска и перенаправить транспортные потоки.

- Если в конце января время простоя в пункте пропуска Чернышевское составляло 117 часов, то в марте оно увеличилось до 372 часов. Стоимость фрахта выросла со 140 тысяч рублей за фуру до 300 тысяч рублей. В идеале движение там нужно организовывать через накопитель с "выделенкой" под скоропорт или опасные грузы, - подчеркнул член правления Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Сергей Гоз. - Место в электронной очереди должен бронировать сотрудник только после фактического прибытия грузовика на границу. Это позволит отсечь перевозчиков, которые заранее "забивают" места, а потом просто не приезжают. Сегодня они составляют около 45 процентов от всех регистраций.

Бизнес-омбудсмен Калининградской области Светлана Нижегородова считает, что электронная очередь на границе может функционировать только в нормальных условиях работы приграничных пунктов пропуска. Сегодня до этого далеко.

- Весь процесс настройки, о котором нам говорят, лишен прозрачности. Электронная очередь должна была облегчить ситуацию на границе, но на практике лишь усложнила ее. Проблема не только в удорожании фрахта, но и в отсутствии планирования. Да, мы увеличили паромные мощности, однако мест под накатную технику на них по-прежнему не хватает. Предприниматели очень ждут дополнительных судов или перенастройки самой системы бронирования мест, - заключила эксперт.

К слову, о море. Балтика в последнее время тоже стала непробиваемой для грузовых фур. Попасть на паромы непросто. Суда "Амбал" и "Балтийск" вовсе "выпали" на продолжительное время из расписания, поскольку нуждались в ремонте. В итоге весь объем перевозок накатной техники тащили на себе паромы "Маршал Рокоссовский" и "Генерал Черняховский".

На паромной линии, связывающей Калининградскую и Ленинградскую области, тоже работает своя электронная очередь. Однако проблемы там ровно такие же, как у ее сухопутного аналога, - отсутствие приоритетов. Поскольку очередь общая, пробиться в нее грузовикам крайне сложно.

Минтранс России тем не менее уточнил в официальном ответе на обращение транспортников, что "приостановка электронного бронирования, а также квотирование части грузовых мест для перевозчиков не улучшат сложившуюся ситуацию с транспортировкой грузов морем в Калининградскую область". При этом в ведомстве признали, что существующих судов недостаточно для обеспечения в полной мере потребностей всех грузоотправителей.

Региональным властям рекомендовали совместно с предпринимателями максимально использовать имеющиеся стивидорные мощности и по возможности привлечь на морские линии дополнительные танкеры, сухогрузы и балкеры, на которые можно "загнать" часть грузовых фур. Такой метод, убеждены в федеральном центре, будет эффективнее разработки новых регламентов и систем квотирования.

Минтранс России признал, что существующих судов недостаточно для обеспечения в полной мере потребностей всех грузоотправителей

На предложение отреагировали операторы морской линии Усть-Луга - Балтийск, на которую приходится львиная доля всех перевозок железнодорожных вагонов и автомобильной техники. Логистику там перенастроят и отдадут предпочтение фурам.

- Свободные паромные мощности будут перераспределены под накатную технику. Мы уже увеличили совокупную долю перевозимых паромами грузовых фур. В марте она составила 54 процента. Если возникнет критическая ситуация, то автоперевозчики могут обратиться напрямую к владельцам судов, - прокомментировали в "Оборонлогистике".

Приоритет будут отдавать жизненно необходимым грузам. Оставшиеся места уйдут в свободную продажу. Насколько новая схема себя оправдает, покажет время.