Войти в почту

Газовая атака США: Вслед за «Северными потоками» американцы уничтожат «Арктик СПГ-2»

США пытаются сорвать реализацию российского проекта «Арктик СПГ-2», заявил помощник главы Госдепа Джеффри Пайетт.

Газовая атака США: Вслед за «Северными потоками» американцы уничтожат «Арктик СПГ-2»
© Свободная пресса

«Мы хотим гарантировать, что «Арктик СПГ-2» будет мертвым», – подчеркнул он. По его словам, Россия не должна иметь возможности разрабатывать новые газовые проекты для перенаправления тех объемов, что ранее поставляла Европе.

Для этого, как пишет The Wall Street Journal, Вашингтон остановил поставки в Россию специализированных танкеров и принимает меры для ограничения строительства альтернативных судов.

Проект «Арктик СПГ-2» предусматривает строительство трех очередей по производству сжиженного природного газа мощностью по 6,6 миллиона тонн в год. 60 процентами в проекте владеет российский «Новатэк», еще по десять процентов принадлежат французской TotalEnergies, китайским CNPC и CNOOC, а также консорциуму J-Arc японских компаний Mitsui и государственной JOGMEC.

Отметим, что Джеффри Пайетт еще осенью прошлого года говорил о намерении США «остановить» проект. Российские власти тогда утверждали, что ограничительные меры не смогут помешать их планам.И что теперь? Помешали в итоге? И взрывать, как «Северные потоки», не понадобилось?

– История с «Арктик СПГ-2» хорошо показывает, что санкции вводятся не для того, чтобы ограничить доходы России и уменьшить ее расходы на ведение СВО, американцы просто решают свои экономические вопросы – убирают конкурентов с рынка, – уверен эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

– «Арктик СПГ-2» был ориентирован на европейский рынок, поскольку восточная часть СМП работает сезонно – с июня по конец октября, поэтом основной сбыт был бы в Европу. Но американцам в любом случае не нужен российский газ вообще – ни в каком виде, ни на каких рынках, поэтому они и «Северные потоки» взорвали, и хотят убрать нас с рынка СПГ.

Интересно еще то, что «Арктик – СПГ», как и «Ямал – СПГ» получил беспрецедентные налоговые льготы. Они не платят экспортную пошлину, у них обнулен НДПИ на 12 лет, так что государству от этого производства с точки зрения доходов в бюджет – ничего, одни расходы на строительство порта. Поэтому, когда говорят, что так они сдерживают Россию – это вранье. Им важно убрать конкурента, себестоимость производства у которого (в арктических условиях) ниже, а значит, и цены на рынке был бы ниже, а США хотят, чтобы американские компании, которые занимаются производством и экспортом СПГ, зарабатывали больше. Так что все это исключительно коммерческая история.

– «Арктик СПГ-2» – это безусловно крупный проект – 20 млн т на полной мощности. Примерно, на 60% потенциальный рост производства СПГ в России. Но для мирового рынка не так много, 3-4%, – отмечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

– Но в то же время это элемент нечистоплотной конкуренции со стороны США, которые активно наращивают собственное производство и, конечно, хотят полностью контролировать рынок.

«СП»: Слова Пайетта можно воспринимать как угрозу?

– Разумеется, это уже не угроза, а данность.

Проект внесен в список блокирующих санкций. Учитывая, что США в значительной степени контролируют финансовую систему и морскую торговлю, а компании из других юрисдикций боятся попасть под вторичные санкции, это очень серьезная проблема. Причем эти риски нужно было оценивать заранее, о них было известно, но их как-то проигнорировали.

Думаю, что они живут по принципу «все средства хороши». Но в данном случае физическая атака, в отличие от «Северного потока», им не требуется.

«СП»: На интересы иностранных инвесторов (там даже французы есть) им вообще плевать?

– Они считают, что они Юпитер, а все остальные быки. А в честной конкуренции американский газ проигрывал в Европе из-за более высоких издержек.

«СП»: Лишили нас газовозов – это такая серьезная проблема?

– К сожалению, это проблема. Газовозы высокого арктического класса штучный товар, их на рынке просто нет. И конечно нужно было добиваться локализации их строительства в России. И это придется делать, если мы собираемся осваивать Арктику дальше.

«СП»: Сообщается, что китайские и японские компании просили власти США дать возможность вывести поставки СПГ из-под санкций. Это даст результат? Договоренности тут возможны?

– ⁠Вероятно, они рассчитывали, что смогут через свои правительства воздействовать на Вашингтон и получить защиту для своих инвестиций и интересов.

Однако они ошиблись, американцы их интересы в расчет принимать не стали. Но, думаю, и дипломатическая работа с США продолжается, и параллельно пытаются построить альтернативную логистику для проекта, устойчивую к санкциям.

– Дело не в конкретном проекте, – уверен замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

– Дело в том, что прежние санкции против российских нефтегазовых компаний не дали желаемого результата. Более того, они не дали результата, который можно было бы предъявить широкой общественности и не вызвать при этом неудобные вопросы.

А здесь можно сказать, что реализация проекта идёт не по плану. Можно предъявить зарубежных игроков, которые вынуждены (в ущерб себе) разрывать связи с проектом.

«СП»: Какова сейчас ситуация на рынке СПГ? На какую долю претендует российский проект?

– Сейчас в сжиженном виде продаётся порядка 550 млрд куб. м. «Арктик СПГ-2» предполагает производство на уровне 27 млрд куб. м.

«СП»: Как воспринимать слова об «уничтожении проекта»? Серьезна ли угроза?

– Просто громкие слова. Перед президентскими выборами звучит очень бодряще.

«СП»: А что с газовозами? Реально решить вопрос?

– Газовозы производили южнокорейские верфи. «Новатэк», как частная компания, решила не вкладывать средства в развитие российских судостроительных мощностей (это бы задержало реализацию проекта), а пошла по пути наименьшего сопротивления. Теоретически суда, которые уже были построены для проекта, могут быть выкуплены через третьи-четвёртые руки.

Можно попытаться разместить заказы у китайцев. Но по-любопу нужно развивать своё судостроение.

Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, - в теме «Свободной Прессы».